«Золотая роза» К. Паустовского



«Золотая роза» при своем появлении вызвала упреки, которые сейчас выглядят крайне наивными: на том основании, что и откры­вающей книгу новелле старый мусорщик собирает среди пыли й грязи драгоценные крупицы золота, чтобы сделать из них золотую розу, некоторые критики приписали К. Паустовскому мысль, будто искусство призвано не отражать жизнь во всей ее полноте, а украшать ее, да еще создавая эти украшения из «красивых» ее элементов. Отсюда было недалеко и до обвинения в эстетстве и уходе от жизни.

На самом деле легенда о золотой розе образно выражает мысль писателя о необходимости пристально изучать жизнь, всматри­ваться даже в самые ее неприглядные явления, чтобы отобрать тот материал, который в органическом сплаве с другими крупи­цами составит целостный художественный образ. Эта мысль неод­нократно звучит в книге — не назидательно, а в образной форме и в многочисленных примерах, из которых читателю (и в первую очередь молодому писателю) становится ясной сложность творче­ского процесса. К. Паустовский настойчиво подчеркивает, что жизнь (и в том числе личный жизненный опыт писателя) яв­ляется единственным верным источником искусства; но не фото­графирование жизни, а тщательный отбор материала, фактов, дета­лей, слов составляет сущность работы подлинного художника. Не претендующая на роль учебника или теоретического трактата, «Золотая роза» дает богатый и поучительный материал для пони­мания произведений искусства и вместе с тем приоткрывает твор­ческую лабораторию своего автора.

Послевоенная действительность выдвинула новые ответствен­ные задачи перед поэзией. Поэзия должна была раскрыть духов­ный мир советского человека, вернувшегося с фронта и продолжаю­щего с новой энергией строительство социализма, показать новые черты характера, воссоздать его живой облик.

Этим определяются и особенности послевоенного периода раз­вития советской поэзии, и особенности творчества поэтов различ­ных поколений, выступавших в послевоенные годы. Здесь было широко представлено и старшее поколение, зачинатели советской поэзии — Н. Тихонов и Н. Асеев, В. Казин и А. Безыменский, В. Луговской и И. Сельвинский, А. Сурков и В. Инбер, С. Маршак и П. Антокольский, М. Светлов и С. Кирсанов, М. Исаковский и А. Твардовский, А. Прокофьев и С. Щипачев. В эти годы активно выступали в литературе и поэты среднего поколения (К. Симонов, М. Алигер, Е. Долматовский, О. Берггольц, С. Гудзенко, М. Лу­конин, Б. Слуцкий, Л. Ошанин, С. Смирнов, Н. Грибачев, А. Недогонов, С. Наровчатов, А. Яшин, М. Дудин и другие), и боль­шая группа поэтической молодежи (С. Орлов, А. Межиров, Е. Винокуров, Ю. Друнина, М. Максимов, К. Ваншенкин, М. Львов, В. Тушнова, В. Солоухин, В. Боков, В. Федоров, Р. Рождественский, Е. Исаев, Е. Евтушенко, Р. Казакова, А. Воз­несенский, В. Цыбин, Б. Ахмадулина и другие). Уже один пере­чень этих имен говорит о многообразии творческих индивидуаль­ностей, о широкой гамме поэтических интонаций и в послевоенной советской поэзии.

Лучшим произведениям нашей поэзии послевоенного перио­да присуще органическое чувство современности, осмысливание опыта и всемирного значения Великой Отечественной войны, пафос творческого труда, борьбы за мир, пафос устремления вперед, к коммунизму.

Если домашнее задание на тему: " «Золотая роза» К. ПаустовскогоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.