Значение литературной деятельности Ломоносова



В своей последней статье «Взгляд на русскую литературной литературу 1847 г.» Белинский определил место и значение Ломоносова в истории развития XVIII в., и последующей нашей литера­туры: «...русская поэзия, при самом начале своем, потекла, если можно так выразиться, двумя параллельными друг другу руслами, которые чем далее, тем чаще сливались в один поток, разбегаясь после опять на два до тех пор, пока в наше время не составили одного целого. В лице Кантемира русская поэзия обнаружила стремление к действительности, к жизни, как она есть, основала свою силу на верности натуре. В лице Ломоносова она обнару­жила стремление к идеалу, поняла себя, как оракула жизни выс­шей, выспренней, как глашатая всего высокого и великого». В то же время «идеал» Ломоносова не был чем-то отвлеченным от действительности, мечтательным, а на­оборот, был проникнут жизнью, поставлен на служение послед­ней. «Ломоносов,— подчеркивает Белинский,— пел то, что было ближе к делу, что заключалось в самой действительности». Страстный патриот, горячо веривший в силы своего народа, в его великое будущее, Ломоносов внес в русскую литературу, говоря его собственными словами, «бодрость и героический звон», сооб­щил ей тот мажорный, оптимистический, жизнеутверждающий тон, который — наряду с критическим отношением к эксплуата­торскому строю, неизменно, в той или иной мере свойственным передовым явлениям русской литературы,— стал одним из дра­гоценных и неотъемлемых ее достояний.

Воспринял этот основной ломоносовский тон, замечательно углубив и развив его в новых исторических и общественных усло­виях не кто иной, как Пушкин, в творчестве которого «два парал­лельные русла» — кантемировское и ломоносовское — как раз полностью и слились в один поток, составили «одно целое».

Несомненно, оказал большое воздействие на дальнейшее раз­витие русской литературы героический пафос поэзии Ломоносова, его неустанные призывы к большим делам, к высоким подвигам во имя родины, народа»

  • Какая польза тем, что в старости глубокой
  • И в тме бесславия кончают долгой век!
  • Добротами всходить на верьх хвалы высокой
  • И славно умереть родился человек.

Эти замечательные слова одного из героев трагедии «Тамира и Селим» можно было бы взять эпиграфом ко всему ломоносов­скому творчеству.

Ломоносов первым в нашей литературе заговорил полным го­лосом и о высоком назначении поэта, о том, что его дело не только не уступает, но даже превосходит дела царей и героев:

  • Я знак бессмертия себе воздвигнул
  • Превыше пирамид и крепче меди,
  • Что бурный Аквилон сотреть не может
  • Ни множества веков, ни едка древность.
  • Не вовсе я умру, но смерть оставит
  • Велику часть мою, как жизнь скончаю.
  • Я буду возрастать повсюду славой,
  • Пока великий Рим владеет светом.

Переводя эти строки из знаменитой оды Горация и тем также открывая дорогу и Державину, и Пушкину, Ломоносов, конечно, думал и о себе самом. Недаром он ввел в свой перевод отсут­ствующий в подлиннике глубоко личный, автобиографический мотив:

  • Отечество мое молчать не будет,
  • Что мне беззнатный род препятством не был.

В этих полных достоинства словах — явный ответ тем много­численным недругам Ломоносова и из среды дворянской знати и из числа его литературных противников, которые неоднократно попрекали его крестьянским происхождением и в лицо которым он бросал свое презрительное: «Кто породою хвалится, тот чужим хвастает».

Громадную роль сыграла литературная деятельность Ломоно­сова в создании необходимых условий для развития русской лите­ратуры.

«Насадитель российского слова», как называл его Радищев, Ломоносов установил на данном историческом этапе самый материал словесности — русский литературный язык, т. е. начал то, что завершил Пушкин. Ломоносов довел до конца и оправдал практикой преобразование нашего стихосложения, начатое Троднаковским. В творчестве Ломоносова наша литература XVІІІ в. впервые стала обретать подлинно художественную форму, становиться художественной литературой в настоящем смысле этого слова. Наконец, Ломоносов явился . основоположником и высшим выражением «высокой», витийственной линии нашего классицизма. Жанр «пиндаровской», хвалебно-торжественной оды Ломоносова сделался одним из самых популярных жанров нашей литературы XVIII в.

Если домашнее задание на тему: " Значение литературной деятельности ЛомоносоваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.