Жизнь и литературная деятельность Хераскова



Появление «Елисея» Майкова и «вольной» стихотворной повести Богдановича, нарушавшей почти все жанровые правила поэтики классицизма, несомненно, носило угрожающий характер для его дальнейшего существования. И вот самый влиятельный и плодовитый из учеников Сумарокова, Херасков, ре­шил укрепить здание классицизма, увенчав его своего рода купо­лом, создав грандиозный и величественный образец русской на­циональной эпопеи, утверждающей это уже самым своим назва­нием «Россияда». Но остановить начинающийся процесс заката классицизма Херасков не смог. Больше того, в его собственном творческом пути мы явственно наблюдаем признаки все того же разложения классицизма и зарождения нового литературного на­правления — русского сентиментализма, обретающего свое наибо­лее полное выражение в творчестве Карамзина, которому сам же Херасков в последнее десятилетие своей весьма длительной лите­ратурной деятельности прямо начинает подражать.

Михаил Матвеевич Херасков (1733—1807) был потомком знатного валашского боярина, переселившегося в Россию одно­временно с Дмитрием Кантемиром. Отца Херасков потерял в воз­расте двух лет и воспитывался в доме своего отчима, того самого князя Никиты Трубецкого, с которым так дружил Антиох Канте­мир. Десяти лет Херасков был отдан в Шляхетный кадетский корпус. Как и Сумароков, Херасков уже в корпусе начал писать стихи. Через несколько лет по окончании корпуса, недолго побыв на военной, потом на гражданской службе, Херасков перешел в 1755 г. на службу в только что открывшийся Московский универ­ситет, с которым и была связана почти вся его последующая слу­жебная деятельность (с начала 60-х годов в качестве директора, с 1778 г.— куратора, т. е. попечителя; в отставку вышел в 1802 г.). В жизни университета Херасков сыграл видную роль, встав во главе всех его культурных учреждений — типографии, библиотеки, театра. В 1767 г. Херасков добился перевода универ­ситетского преподавания на русский язык; в 1779 г. организовал университетский «благородный пансион», имевший впоследствии немаловажное значение для литературного развития Жуковского.

По своим общественно-политическим взглядам Херасков на первых порах был близок Сумарокову. В редактировавшихся им университетских журналах «Полезное увеселение» (1760—1762) и «Свободные часы» (1763) он опубликовал ряд своих сатириче­ских произведений; в 1762 г. участвовал вместе с Сумароковым в составлении хоров для уличного маскарада «Торжествующая Минерва». Но общественный пафос, пронизывавший литератур­ную деятельность Сумарокова, его настойчивая борьба за «про­свещенную» дворянскую государственность выражены в твор­честве даже молодого Хераскова гораздо слабее.

Перелом в общественно-политических взглядах Хераскова связан с восстанием Пугачева, которое в значительной мере вы­ветрило из него и не слишком глубокое свободомыслие, и доста­точно умеренную дворянскую оппозиционность. Херасков стано­вится деятельным масоном, но в то же время он принимает уча­стие в некоторых просветительных начинаниях, в частности передает в распоряжение Новикова университетскую типографию, которая явилась мощным подспорьем в книгоиздательской дея­тельности последнего. С годами политические взгляды Хераскова становились все реакционнее. Французскую революцию конца века он встретил с резкой неприязнью.

Уже в годы издания университетских журналов Херасков со­средоточил вокруг себя талантливую молодежь. В 70-е годы в Петербурге он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, стал во главе литературного салона, участники которого сходи­лись раз в неделю для чтения своих произведений. Салон имел и свой орган — еженедельный литературно-сатирический журнал «Вечера» (1772—1773). Литературным центром стал дом «коман­дира русских стихотворцев», «старосты русской литературы» (как называл его позднее декабрист Н. И. Тургенев) Хераскова и позднее, в Москве.

В печати Херасков выступил не позже 1753 г. Число напи­санного им очень велико; при этом подобно творчеству Сумаро­кова литературная деятельность Хераскова отличается исключи­тельным жанровым разнообразием. По его собственным словам, он поет «и героев и безделки» — работает в области драматур­гии, творит в самых разнообразных стихотворных родах, пишет сатирические произведения, наконец, словно бы ставя своей зада­чей восполнить и те пробелы, которые имелись в этом отношении у Сумарокова, разрабатывает жанры поэмы и политико-нраво­учительного романа. Вообще по жанровому диапазону Херасков превосходит решительно всех наших писателей XVIII века.

Если домашнее задание на тему: " Жизнь и литературная деятельность ХерасковаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.