Занятия с глухими детьми



«Я зачеркнул ножницы, потому что они не нужны». «Я зачеркнул клей, так как мы не будем клеить». «Я дописал пластилин, потому что мы будем лепить фрукты из пластилина». «Я оставил доски, потому что мы будем лепить фрукты из пластилина на досках». Заявки составляются по образцу поделки, рисунку, эскизу, чертежу, словесному описанию изделия, по записанному плану его изготовления.

Написать заявку по рисунку поделки значительно сложнее, чем по образцу, особенно если дело касается поделок из конструктора. На рисунке не все детали видны: о некоторых, расположенных сзади, сбоку, снизу, можно только догадываться по каким-то фрагментам, присутствующим на переднем плане; в этих случаях составление заявки требует определенной аналитической работы. Важную роль играет умение создавать заявку по описанию поделки или по плану работы над ней! В этих случаях учащиеся анализируют словесный материал и на основе этого анализа пишут заявку на необходимые материалы и инструменты.

Для формирования правильного отношения глухих детей к речи, к слову при работе с заявками учитель строго придерживается следующего правила: выдает детям материалы и инструменты в точном соответствии с заявкой. Если учащиеся неправильно составят заявку, то в процессе практической деятельности обнаруживаются все. недочеты. Учитель выдает недостающие материалы или инструменты только после того, как ребята дополняют заявку. Это заставляет глухих детей более внимательно и осознанно относиться к слову и помогает ликвидировать наблюдающееся у них несоответствие между словом и действием. Составление заявок требует определенной системы.

Когда работа организуется по поручениям учителя, записанным на доске или на специальных табличках, при перечислении необходимого оборудования выдерживается последовательность предъявления инструкций. После того как школьники приступают к планированию деятельности, написание заявки связывается с планом. Учащиеся сначала пишут, что им нужно для выполнения первой инструкции или первого пункта плана, потом второго и т. д. Однако при такой системе написания заявок возможно частое повторение, так как один н тот же материал или инструмент может понадобиться при выполнении нескольких пунктов плана или инструкций.

Повторяемость нетрудно снять, стоит только обратить внимание учащихся на нее. Но главное — перечисление материалов и инструментов по пунктам плана подводит глухих детей к установлению конкретно-наглядных связей, объединяющих перечисляемые объекты. Если школьники пишут в заявке, что им нужен клей, то рядом обязательно указывается кисточка, около иголки непременно возникает нитка, и т. д.

Если домашнее задание на тему: " Занятия с глухими детьмиШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.