«Я в Ленине мира веру славлю и веру мою» (Маяковский)



Эти взволнованные слова из стихотворения Маяковско­го «Владимир Ильич» (1920) удачно выразили общий пафос произведений поэта, посвященных Ленину. В 1923 году им написано стихотворение «Мы не верим!» — страстный отклик на бюллетени о болезни Ильича, в кото­ром огромная тревога самого поэта, сливаясь с чувствами всего трудового народа, воплощается в афористически звучащие строки: «Вечно будет ленинское сердце клоко­тать у революции в груди». В стихотворении «Комсомоль­ская» (1924) сего волевым, запоминающимся рефреном — «Ленин — жил. Ленин — жив. Ленин — будет жить» — поэтически утверждается величие и бессмертие ленинского дела. В этих стихотворениях намечено то, что получило идейно-художественное решение в выдающемся произве­дении Маяковского и всей советской литературы — поэме «Владимир Ильич Ленин». Она создавалась весной и ле­том 1924 года, но по своему значению сразу, же вышла далеко за пределы непосредственного отклика на смерть вождя. Развитие общественно-эстетического идеала и углубление историзма мышления поэта нашли свое выражение, прежде всего в утверждении реалистических принци­пов воспроизведения действительности и социалистически осознанной концепции мира и человека. В поэме получили подлинно художественное выражение принципы партийно­сти, народности, социалистического гуманизма. Их после­довательному утверждению способствовала и оригиналь­ная композиция. В первой части, поэмы Маяковский, раскрывая всемирно-историческое значение дела Ленина, поэтически воссоздал основные этапы развития капита­лизма, по своему признанию, «не снижаясь до простого политического пересказа», сумел показать стихийный про­тест эксплуатируемых масс и зарождение марксизма. Во второй части перед читателями — основные вехи деятель­ности Ленина, его гениальные политические свершения, показанные в неразрывном единстве с созданной им пар­тией, революционной «биографией» рабочего класса Рос­сии и всего трудового народа. В третьей части поэмы, запечатлевшей с потрясающей силой скорбь и горе милли­онов людей и самого поэта в траурные дни, утверждается бессмертие ленинских идей и величие пути, по которому пойдет все человечество.

При устоявшемся, традиционном прочтении поэмы не все в равной мере привлекало внимание исследователей. Между тем сегодня, когда народом заново осмыслен глу­бочайший вред, нанесенный нашему обществу культом отдельной личности, которая обличена высшей властью, с удивительной силой и свежестью звучат стихи Мая­ковского:

  • Если б был он царствен и божествен,
  • я б от ярости себя не поберег,
  • я бы стал бы в перекоре шествий,
  • поклонениям и толпам поперек.

В. И. Ленин и дорог Маяковскому, прежде всего тем, что в нем нет ничего «царственного» и «божественного». Ленин — это живое воплощение лучших черт народа и революционной эпохи, породивших вождя нового типа:

  • Не сатрапья твердость,
  • триумфаторской коляской
  • мнущая тебя,
  • подергивая вожжи.
  • Он к товарищу
  • Милел людскою лаской.
  • Он к врагу вставал железа тверже.

В полном соответствии с правдой истории В. И. Ленин показан в поэме как гениальный политический деятель, который «видел то, что временем закрыто», и в то же время как «самый земной изо всех прошедших по земле людей». Поэт решительно восстает против любых попыток приукра­шивания образа великого человека с помощью «приторно­го елея». Ленинская простота, скромность, демократизм раскрываются в поэме с покоряющей искренностью, так­том и художественной выразительностью.

Образ Ленина дан на широком фоне истории, в не­разрывной связи с революционной Россией, народными массами и партией, которую он создал и без которой было бы невозможно осуществление Великой Октябрьской рево­люции. Ленинизм предстает в поэме как учение, которое имеет непосредственное отношение не только к истории России, но и к международному пролетарскому движению, судьбам всего человечества. Вот почему в поэтическое повествование так органично вписались образы засеченно­го в Африке негра, потогонных станков, которые расстави­ло время «в снегах России, в бреду Патагонии», и другие.

Поэма «Владимир Ильич Ленин» — выдающееся про­изведение социалистического реализма. С огромной худо­жественной силой судьба человека соотнесена в ней с судь­бами мира, запечатлена диалектическая взаимосвязь вы­дающейся исторической личности и народа-победителя. Обращение к образу Ленина дало Маяковскому возмож­ность с наибольшей поэтической достоверностью и полно­той представить черты нового человека, подняться до осмысления концепции личности в новых общественно- исторических обстоятельствах. Это идейно-художествен­ное завоевание явилось решающим условием дальнейших творческих успехов поэта.

Перестройка художественной системы не могла не отразиться и на формах выражения авторского сознания. Поэтическое «я» в произведении многофункционально. Но главными следует признать две художественные функции: это «я» автора поэмы, который открывает читателю сущ­ность произведения, говорит о трудности его создания, о своей преданности политической лирике, и «я» — «части­ца массы» (определение В. Перцова).

Если домашнее задание на тему: " «Я в Ленине мира веру славлю и веру мою» (Маяковский)Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.