Художественные искания Михаила Булгакова



В пьесах «Дни Турби­ных» (1926) и «Бег» (1928), в романе «Белая гвардия» (1925) он не только значительно расширил тематиче­ские рамки молодой советской литературы, но и открыл новые возможности в изображении недавнего прошло­го: писатель как бы изнутри анализирует — тонко и беспощадно — мир, противостоящий революции, по­казав трагедию многих русских интеллигентов, высту­пивших против своей родины, своего народа.

Противоречия ищущей мысли художника запечат­лены в неоконченном романе, над которым Булгаков работал с конца 20-х годов до самой смерти (напечатан в 1967 г.) — «Мастере и Маргарите». Роман сложен по своему содержанию, структуре и образному строю: са­тирические, даже буффонадные сцены современности чередуются с пластически выписанными и психологиче­ски углубленными сценами из жизни древнего мира — Иерусалима первых лет христианства. Судьбы реаль­ных героев пореволюционной Москвы, чудаковатых, сатирически сниженных, переплетаются с возведенны­ми в реальность полусказочными (предводитель злых духов Воланд и вся его свита) и мифологическими образами (Христос-Иешуа и его окружение).

Хотя в центре романа повествование о судьбе ху­дожника, проникающего в тайны добра, зла и спра­ведливости, проблематика книги неизмеримо шире этой основной фабульной линии. Используя мотивы и прие­мы, издавна знакомые мировой литературе (фаустианство, библейские легенды, буффонада), Булгаков стро­ит оригинальное повествование.

Маргарита, в отличие от героини гетевского «Фа­уста», отнюдь не воплощение кроткой женственности. В ее натуре главное — активное, жизнедеятельное на­чало; оно сродни творческим устремлениям самого Мастера. Образной системе романа свойственна кон­трастность, в которой традиционный дуализм добра и зла, прекрасного и безобразного, знания и невежест­ва деполнен противоречивой диалектикой взаимосвязи, взаимопереходов света и тени, социального и общече­ловеческого, исторического и национального. Мастер — это воплощение не только отвлеченного знания; каким предстает всеведущий Воланд; но и глубочайшей нрав­ственности. В «Мастере и Маргарите» развенчивает­ся бездушие самой изощренной философской доктри­ны, если она не освещена светом гуманизма. Не про­сто бесплодность, но гибельность так называемого чистого знания, не оплодотворенного творческой страстью, энергией созидания, высокой нравственной целью, — вот что выявляет и подчеркивает художник. Мастер в финале погибает, но и своей гибелью он утверждает бессмертие истинной человечности.

Если домашнее задание на тему: " Художественные искания Михаила БулгаковаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.