Характеристика и анализ поэзии 30-х годов



Поэзия 30-х годов решала общие задачи, стоящие перед всей литературой, отражала изменения, которые были характерны и для прозы: расширение тематики, освоение новых принципов художественного осмысления эпохи (характер типизации, интенсивный процесс обновле­ния жанров). Уход из литературы Маяковского и Есенина, конечно, не мог не отразиться на ее общем развитии — это была большая утрата. Однако 30-е годы отмечены тенден­цией творческого освоения их художественного наследия плеядой молодых поэтов, пришедших в литературу: М. В. Исаковским, А. Т. Твардовским, П. Н. Васильевым, А. А. Прокофьевым, С. П. Щипачевым. Все большее внима­ние читателей и критиков привлекало творчество Н. А. Заболоцкого, Д. Б. Кедрина, Б. А. Ручьева, В. А. Луговского; прилив творческой энергии ощутили Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий, Н. Н. Асеев. Все яснее осознавали поэ­ты — и сложившиеся мастера, и молодые, только всту­пившие на путь литературы,— свою ответственность перед временем.

Поэты этих лет были тесно связаны с жизнью народа, грандиозными стройками первых пятилеток. В поэмах и стихах они стремились отобразить этот удивительный новый мир. Молодое поэтическое поколение, выросшее в новых исторических условиях, утверждало в поэзии своего лирического героя — труженика, энтузиаста-строи­теля, человека делового и одновременно романтически окрыленного, запечатлевало самый процесс его формиро­вания, его духовный рост.

Размах социалистического строительства — крупней­шие стройки, колхозы и, главное, люди, герои трудовых будней первых пятилеток — органично входил в строки стихов и поэм Н. С. Тихонова, В. А. Луговского, С. Вургуна, М. Ф. Рыльского, А. И. Безыменского, П. Г. Тычины, П. Н. Васильева, М. В. Исаковского, Б. А. Ручьева, А. Т. Твардовского. В лучших поэтических произведениях авторам удалось избежать той злободневности, которая граничит с сиюминутность к и фактографией.

Поэзия 30-х годов постепенно приобретает все более многогранный характер. Освоение поэтической классики и традиций фольклора, новые повороты в художественном осмыслении современности, утверждение нового лириче­ского героя, безусловно, влияли на расширение творческо­го диапазона, углубление видения мира.

Приобретают новые качества, обогащаются произведе­ния лиро-эпического жанра. Гиперболические, вселенские масштабы изображения эпохи, свойственные поэзии 20-х годов, уступили место более глубокому психологическому исследованию жизненных процессов. Если сопоставить в этом плане «Страну Муравию» А. Твардовского, «Поэму ухода» и «Четыре желания» М. Исаковского, «Смерть пионерки» Э. Багрицкого, то нельзя не заметить, как по- разному осваивался современный материал (при всей идейной близости: человек нового мира, его прошлое и на­стоящее, его будущее). У А. Твардовского более ярко выражено эпическое начало, поэмы М. Исаковского и Э. Багрицкого лирические по ведущей их тенденции. Поэ­зия 30-х годов обогатилась такими жанровыми находками, как лирико-драматические поэмы (А. Безыменский «Траге­дийная ночь»), эпические новеллы (Д. Кедрин «Конь», «Зодчие»). Были найдены новые формы, находящиеся на пересечении лирического стихотворения и очерка, дневни­ка, репортажа. Созданы циклы исторических поэм («Земля отцов» Н. Рыленкова).

Поэмам 30-х годов свойственно стремление к широкому охвату событий, их отличает внимание к драматическим ситуациям. Так было в жизни — происходили великие процессы индустриализации и коллективизации, велась борьба за нового человека, складывались новые нормы отношений между людьми, новая, социалистическая мо­раль. Естественно, поэма, как крупный поэтический жанр, насыщалась этими важными проблемами.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме 30-х годов проявляется своеобразно. Если в поэмах пред­шествовавшего десятилетия лирическое начало зачастую было связано с самораскрытием автора, то в поэтическом эпосе 30-х годов преобладает тенденция к широкому вос­произведению событий эпохи, к глубине изображения жизни современной, соотнесенной с историей и историче­скими судьбами народа (при всем внимании к характерам отдельных героев). Итак, с одной стороны — усиление интереса поэтов к эпическому в освоении действительно­сти, с другой — разнообразие лирических решений. Рас­ширение проблематики, обогащение жанра поэмы за счет сочетания самых разных элементов: эпических, лириче­ских, сатирических, идущих от народно-песенных тради­ций, углубление психологизма, внимание к судьбе героя- современника — таковы общие закономерности внутрен­ней эволюции поэмы 30-х годов.

Жанровое разнообразие характерно и для лирики этого времени. Распространение получили поэтические «расска­зы», «портреты», пейзажная и интимная лирика. Человек и его труд, человек — хозяин своей земли, труд как нрав­ственная потребность, труд как источник творческого вдохновения — вот что составляло пафос лирики, было ее доминантой. Глубокий психологизм, лирическая напря­женность свойственны стихам так же, как поэмам. Стрем­ление поэтически осмыслить значительные перемены в жизни человека, в его мироощущении обращало поэтов к народной жизни, быту, к тем истокам, где форми­ровался национальный характер. Усиливалось внимание к народно-поэтическому творчеству с его богатыми тра­дициями в освоении духовного мира человека, поэтиче­скими принципами создания характеров, разнообразием изобразительных средств и форм.

Лирическая напряженность стихов определялась во многом тем, что поэта и его лирического героя объединяло активное, радостное, творческое отношение к жизни, к строительству нового мира. Взволнованность и гордость от сознания своей сопричастности к построению социализма, чистота чувства, предельное самораскрытие определяли высокую нравственную атмосферу лирики, и голос поэта сливался с голосом его лирического героя — друга, совре­менника, товарища. Декларативность, ораторские интона­ции поэзии 20-х годов уступили место интонациям лирико-публнцистическим, песенным, передающим естественность и теплоту чувств современников.

В 30-е годы в поэзию пришла целая плеяда само­бытных, талантливых мастеров, не понаслышке знающих о жизни народа. Сами они вышли из гущи народной, сами непосредственно участвовали как рядовые в строительстве новой жизни. Комсомольские активисты, рабкоры и сель­коры, уроженцы самых разных краев, республик — С. П. Щипачев, П. Н. Васильев, Н. И. Рыленков, А. А. Про­кофьев, Б. П. Корнилов — они принесли с собой в литера­туру новые темы, новых героев. Все вместе и каждый в отдельности, они создавали портрет рядового эпохи, портрет неповторимого времени.

Если домашнее задание на тему: " Характеристика и анализ поэзии 30-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.