Воспитание и обучение ограниченных детей в таблицах



Эти таблицы отражали общее направление в работе над языком, и в частности над грамматическим строем речи. В то время еще не был разработан структурный принцип обучения грамматическому строю языка.

Поэтому части речи, каждая категория и форма отдельных слов рассматривались и изучались изолированно, а не как элемент структуры предложения. С введением в школе для глухих детей структурного принципа обучения грамматическому строю языка Л. П. Носковой (1969) были составлены 16 таблиц по типу синтаксических соединений слов, и они нашли широкое применение не только на уроках русского языка, но и на уроках ППО. В эти 16 таблиц включены все типы словосочетаний русского языка.

Таблицы содержат богатый лексический и справочный материал по различным вопросам: как согласовывать подлежащее со сказуемым, а определение с подлежащим и дополнением? Как правильно употреблять предлоги? Как поставить вопросы к различным членам предложения? и т. д. 142 Для прочного усвоения грамматических форм языка одной речевой практики на уроках ППО и на уроках по другим предметам оказывается недостаточно. В младших классах школы для глухих детей предусмотрены специальные уроки грамматических обобщений, на которых проводятся наблюдения за различными языковыми явлениями, а также тренировочные упражнения по усвоению грамматического материала.

Широко используются лексический материал уроков ППО и лексико — грамматические таблицы, что позволяет привести усвоенный практически языковой материал в определенную систему.

К. Д. Бойко сравнила значение речевой практики и специальных занятий по овладению учениками начальных классов грамматическим строем языка. В результате исследования был сделан вывод, что «решающую роль в овладении грамматическим строем па начальном этапе обучения глухих детей играет речевая практика, значительно обогащенная предметно-практическим обучением, а не специальное обучение грамматическому строю». Итак, в обучении грамматическим формам языка существует тесная связь между уроками ППО и уроками развития речи, на которых проводится специальная работа по развитию грамматических обобщений, глухие дети подготавливаются к систематическому изучению грамматики русского языка в средних классах.

Предметно-практическое обучение и уроки математики.

Второй основной учебный предмет школьной программы, с которым ППО находится в тесной связи,— математика. В младших классах учащиеся изучают числа, четыре арифметических действия, обучаются решению задач, знакомятся с мерами длины, времени, стоимости, массы (веса). По учебному плану на изучение математики в подготовительном классе отводится 4 ч, в I—IV классах — 6 ч в неделю. Взаимосвязь ППО с уроками математики осуществляется по следующим основным направлениям: усвоение понятий, необходимых для обучения математике; овладение основными арифметическими действиями; решение текстовых задач; усвоение геометрического материала.

Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.

А. Категория числа. На уроках ППО создаются наиболее благоприятные условия для практического усвоения употребления существительных, прилагательных и глаголов в единственном и множественном числе. В единственном числе обозначается предмет, изготовленный каждым учеником (матрешка, яблоко, самолет и т. д.). Когда все поделки собираются на столе учителя, дети обозначают их тем же существительным, только употребленным во множественном числе (матрешки, яблоки, самолеты и т. д.). В единственном числе обозначается действие, выполненное одним учеником: (я вырезал), во множественном числе—проделанное парой, бригадой или всеми учащимися класса (мы сложили дома). Прилагательные употребляются во множественном числе обычно в сочетаниях с существительными, обозначающими инструменты, материалы или объекты изготовления (красные шары, кленовые листья, синие кнопки).

Б. Категория рода. Усвоение категории рода на уроках ППО осуществляется в трех наиболее типичных случаях правильного согласования:

1) существительного или местоимения с глаголом прошедшего времени (Миша слепил, но Маша слепила и т. д.);

2) существительного с прилагательным (красная звезда, но красный шар и красное яблоко);

3) существительного с вопросительным местоимением (какая бумага? какой пластилин? какое число?). Усвоение категории рода глаголов прошедшего времени, связанных с существительными или местоимениями, обозначающими одушевленные объекты, не вызывает особых затруднений у глухих. Немалую сложность представляет усвоение категории рода неодушевленных предметов, поскольку родовые различия имен существительных, обозначающих названия неодушевленных предметов, не имеют лексического значения и выражают только определенные морфологические признаки слов: особенности основы и окончания. Глухой ребенок не воспринимает на слух созвучность окончаний.

Но, опираясь на зрительное восприятие письменной речи, он замечает графическое сходство существительных, прилагательных и вопросительных местоимений. Существительные, оканчивающиеся на -а(я), связаны с вопросом «какая? », а прилагательные имеют окончание — ая(яя); существительные, заканчивающиеся на — о(е), связаны с вопросом «какое? », а прилагательные имеют окончание — ое(ее); существительные, у которых в конце слова нет ии — а(я), ни — о(е), связаны с вопросом «какой?», и прилагательные имеют окончание — ый(ий). Какая звезда?

— Красная. Какое яблоко?

— Красное. Какой шар? — Красный. Использование на уроках ППО таблиц помогает глухим детям установить это оптическое сходство окончаний и при многократном повторении закрепить систему грамматических связей согласования вопросительного местоимения — существительного — прилагательного.

Из чего слепил? — Из пластилина.

Способы синонимических замен — от лексических до синтаксических — встречаются при составлении заявки на необходимое оборудование. Для работы мне нужны ножницы, бумага, карандаш и клей. Чтобы сделать аппликацию, мне иужны иожницы, бумага, карандаш и клей. На вопрос учителя «Подумайте и скажите: что мы будем делать на уроке» учащиеся могут ответить: Мы будем лепить, потому что к уроку приготовлен пластилин и доски. К уроку приготовлен пластилин и доски, поэтому мы будем лепить.

Изменение конструкций фразы достигается и при помощи конвертирования предложения. Мы изготовили панораму «В пионерском лагере». Панорама «В пионерском лагере» изготовлена нами. Итак, в условиях ППО развитие и обогащение речи глухих детей происходит в процессе усвоения определенных конструкций предложения и варьирования ими, сопровождающихся накоплением конкретного словаря.

Усвоение основных моделей словосочетаний в структуре предложения.

Основные конструктивные компоненты предложения — словосочетания, представляющие собой группы слов, объединенных по смыслу и грамматическим отношениям.

Словосочетания могут быть связаны отношениями согласования, управления и примыкания. На уроках ППО наиболее эффективно усваиваются основные модели парных словосочетаний на согласование, управление и примыкание, употребляемые в структуре простого предложения. A. Словосочетания на согласование подлежащего со сказуемым: Я рисую. Мы рисуем. Вы рисуете.

Они рисуют. Она рисовал-;. Я буду рисовать. Эти типичные словосочетания, иллюстрируют единство главных членов предложения, при котором, в большинстве случаев требуется согласование сказуемого с подлежащим в роде, числе, лице.

Сурдопедагоги и сурдопсихологи обнаружили «что члены предложения и выполняемых детьми письменных работах вначале про сто примыкают друг к другу, не приноравливаясь в форме, т. е. не подвергаются грамматическим изменениям, например: «Мальчик плакать», «Собака играть. На уроках ППО благодаря многократным повторениям учащиеся практически овладевают данным сочетанием, а внутри него — изменением глагола по числам, лицам, временам, а н прошедшем времени — и по родам. Б. Словосочетание на согласование определения с подлежащим, дополнением и обстоятельством. Зеленое яблоко. Зеленый огурец. Зеленые огурцы.

Зеленую кнопку. Из тонкой бумаги. На переднем плане. Подобные словосочетания называются атрибутивными.

У глухих детей весьма распространена тенденция к употреблению членов атрибутивного словосочетания друг с другом, когда оба слова подвергаются одинаковым или близким друг другу изменениям, например: «Дети поймали жуков»; «Валя увидела куклу». Жиф расценивала эту особенность как попытку глухих детей выразить единство членов атрибутивного сочетания по форме друг друга, оформленное, однако, не в соответствии с нормами языка.

Если домашнее задание на тему: " Воспитание и обучение ограниченных детей в таблицахШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.