Воспитание и обучение ограниченных детей. Математика



Работа над понятиями, необходимыми для обучения математике. В соответствии с современными установка ми методистов-математиков изучение чисел и основных арифметических действий осуществляется в теоретико - множественных представлениях.

На уроках ППО учащиеся устанавливают основные свойства предметных множеств и производят различные операции с ними: размещают множества предметов в определенном порядке, сравнивают их между собой по некоторым признакам (цвету, форме, величине, количеству, качеству изготовления, принадлежности и т. д.), выполняют операции объединения множеств и выделения из множества его части, выявляют порядковые отношения элементов множеств и т. д. Постепенно устанавливаются связи между свойствами предметных множеств, операциями с ними и числами, а также арифметическими действиями, что помогает усвоению глухими детьми понятий о числе, счете, количестве, величине, форме, а также относительных понятий и выражающих пространственные и временные отношения. Сравнительно легко отрабатывается в процессе практической деятельности с предметами понятие числа. С первых уроков ППО учащиеся начинают выполнять задания счетного характера, благодаря чему усвоение понятий о числе и счете происходит почти одновременно. Учащиеся подготовительного класса еще не знают слов-числительных, поэтому результат счета на первых порах обозначается на пальцах.

Работа организуется следующим образом. Учитель, обведя рукой несколько предметов, спрашивает устно-дактильно: «Сколько? » Одновременно на наборное полотно выставляется табличка с этим словом. Сначала педагог сам отвечает, показывая соответствующее количество пальцев, а потом просит ответить детей. Если возникает затруднение, учитель прикладывает пальцы ребенка к пересчитываемым предметам и таким образом устанавливает их количество.

Одновременно происходит изучение нумерации чисел, которое естественно начинается с числа один.

С понятиями один и много глухие учащиеся впервые встречаются именно на уроке ППО, поскольку здесь создается естественно мотивированная ситуация для знакомства с ними. В конце урока учитель собирает у себя на столе все поделки детей, кроме одной, обводит их рукой и спрашивает: «Сколько?» Дети жестом показывают 144 много. Учитель проговаривает это слово устно-дактильно и выставляет на наборное полотно табличку с ним. После этого показывает одну поделку, оставшуюся у ученика, и спрашивает: «Сколько?» — дети показывают один палец. Преподаватель устно-дактильно и на табличках знакомит их с новым словом один.

Затем эти понятия вводятся в уроки математики, где для их закрепления проводится несколько упражнений по выполнению поручений (покажи, нарисуй, дай, возьми один... или много... ; прыгни, стукни, топни один раз или много раз и т. д.) Постепенно дети знакомятся с остальными словами-числительными.

Если домашнее задание на тему: " Воспитание и обучение ограниченных детей. МатематикаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.