Воспитание и обучение ограниченных детей. Глухие дети



Неоднократно отмечалась трудность усвоения глухими детьми порядковых числительных. Вплоть до IV класса наблюдались ошибки в употреблении порядковых числительных, которые, как правило, заменялись количественными. Например, на вопрос «Какое сегодня число?» учащиеся нередко отвечали: «Пять», о третьем уроке говорили «Три» и т. п. Значение порядковых числительных осознается учащимися в сравнении и на основе количественных числительных. В процессе работы над различными поделками школьники часто сталкиваются с ситуациями, в которых возникает необходимость обозначения последовательности событий при помощи порядковых числительных («Я прикрепил третье колесо», «Я строю второй этаж», «Я приклеил первый лист» и т. п.). Работая с календарем, учащиеся определяют порядковый номер месяца: от первого до двенадцатого. Когда класс делится на бригады, учащиеся называют их (первая, вторая, третья) и выражают желание работать в какой-либо из них: «Я хочу работать в первой бригаде».

Практически овладевая порядковыми числительными, дети одновременно закрепляют последовательность натуральных чисел.

Параллельно порядковые числительные изучаются иа уроках математики.

Проводятся специальные упражнения по дифференциации количественного и порядкового значения чисел. Учащиеся знакомятся с вопросом «Какой по счету? », усваивают, что вопрос «Сколько?» предполагает пересчитывание предметов и установление их количества; вопрос «Какой по счету? » требует умения устанавливать порядок расположения предметов или явлений в процессе счета.

Уроки ППО помогают усвоить эти понятия. Определенные представления об относительной величине предметов глухие дети накапливают уже в дошкольном возрасте.

Однако вне специального обучения они сравнивают предметы между собой по величине только глобально, пользуясь двумя естественными жестами: «большой» и «маленький». Что касается других видов протяженности — длины, ширины, высоты, толщины, то даже глухие школьники пытаются обозначить их при помощи тех же жестов, т. е. длинный карандаш, высокий дом, толстое дерево они обозначают жестом «большой», а короткий, низкий или тонкий объект — жестом «маленький». Дифференцированная словесная характеристика предметов по величине наиболее эффективно усваивается на уроках ППО. Уже в подготовительном классе учитель требует от ребят характеризовать изготовленные поделки как по цвету, так и по величине, а потом и по форме.

Поэтому учащиеся, выполнив поделку, отчитываются о работе примерно так: «Я слепил большое красное яблоко», «Я нарисовал маленький зеленый огурец» и т. д. Если ученики называют изготовленный предмет, никак не характеризуя его по величине, учитель настаивает на более подробном отчете («Какое дерево ты слепил — толстое или тонкое? «Какой дом ты построил — низкий или высокий?», и т. д.).

Если домашнее задание на тему: " Воспитание и обучение ограниченных детей. Глухие детиШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.