Влияние культа личности Сталина



На творчестве многих поэтов сказалось влияние культа лич­ности Сталина: славословие в его честь, приписывание ему исклю­чительной, главной роли в одержанной народом победе. С этим же было связано и стремление обойти тёмные стороны и трудности послевоенной жизни, особенно в деревне. И на поэзию легла пе­чать пресловутой «теории бесконфликтности»: иллюстративность вместо проникновения в глубь явления, фальшиво парадные ноты и рассудочная риторика иной раз подменяли живой поэтический голос.

В целом же наша поэзия первых послевоенных лет правдиво вы­ражала мысли и чувства советских людей, готовых к преодолению трудностей, к самоотверженному труду по восстановлению разру­шенного фашистами народного хозяйства.

Естественно, что характер героя послевоенной поэзии раскры­вался прежде всего в его отношении к труду: это воин-победитель, вернувшийся к мирному созиданию. Продолжение боевых тради­ций в новых, мирных условиях — характерный мотив многих лири­ческих стихотворений.

Нам не отдыха надо

И не тишины.

Не ласкайте нас званьем:

«Участник войны».

Нам — трудом обновить ордена и почет!

Жажда трудной работы нам ладони сечет, — горячо обращался к вчерашним бойцам молодой поэт М. Луконин в стихотворении «Пришедшим с войны» (1945).

Первым крупным поэтическим произведением послевоенных лет была поэма А. Твардовского «Дом у дороги».

Судьбы людей, встретивших суровые дни Отечественной войны в домах у военных дорог и перенесших неисчислимые страдания, нашли отражение в ряде стихотворений А. Твардовского, напи­санных еще на фронте («Дом бойца», «Баллада о товарище»), и в поэме «Василий Теркин» («Перед боем»). Мотивы этих произведе­ний органически вошли в его новую лирическую поэму.

По первоначальному замыслу основным образом «Дома у до­роги» должен был стать образ рядовой колхозницы Анны Сивцо­вой, труженицы-патриотки, которая, спасаясь от врага, ушла из родного дома. Об этом свидетельствовали первые главы поэмы, печатавшиеся в 1942 г. на страницах фронтовой газеты «Красно­армейская правда». В окончательной редакции (1946) поэма пре­терпела существенные изменения. Анна Сивцова не успевает оста­вить свой дом, попадает в плен к фашистам и вместе с детьми ее отправляют в гитлеровскую Германию. Это изменение в сюжете поэмы, видимо, было необходимо А. Твардовскому для того, чтобы в драматической ситуации острее раскрыть типические черты со­ветской женщины этих лет.

Судьба советской семьи во время войны против фашистских захватчиков и победа социалистического строя над фашизмом как победа жизни над смертью, созидания над разрушением — таковы два взаимопроникающих мотива поэмы. Образами героической труженицы и матери Анны Сивцовой и ее мужа Андрея поэт утверждает незыблемую стойкость человека, воспитанного в усло­виях социалистического строя.

Глубоким смыслом и большой лирической силой исполнена глава, посвященная рождению ребенка в фашистской неволе. Его жизнь спасена благодаря самоотверженным заботам матери и по­мощи советских людей, томившихся в плену. Торжествует светлое жизненное начало, олицетворенное в образах матери и ребенка. Тема новой жизни, побеждающей смерть, с особой силой звучит в монологе, который ведет лирический герой поэмы от лица ребенка.

Утверждение неиссякаемой мощи народа и радости созидатель­ного труда составляет пафос поэмы, обращенной к будущему, к строительству, к жизни. Лейтмотивом проходит через поэму на­родная запевка на косовице:

Коси, коса, пока роса,

Роса долой — и мы домой.

Слова этой запевки, выражающие жизнерадостность и трудолюбие русского народа, звучат уже в начале поэмы, рисующем трудовой день Андрея Сивцова, прерванный роковым известием о войне. Эти слова слышатся Анне Сивцовой, поддерживают в ней бод­рость в самые тяжкие дни фашистского плена. Они выливаются, наконец, в завершающую поэму торжественную мелодию, передаю­щую радость возвращения Андрея Сивцова к мирному труду:

И косу вытерши травой На остановке краткой,

Он точно голос слушал свой,

Когда звенел лопаткой.

И голос тот как будто в даль

Взывал, с тоской и страстью.

И нес с собой его печаль,

И боль, и веру в счастье:

Коси, коса, пока роса,

Роса долой — и мы домой…

Поэма «Дом у дороги» названа автором лирической хроникой. В основе ее лежат размышления поэта о войне и мире, о жизни и смерти, о созидании и разрушении — размышления, рожденные тя­желыми и славными годами Великой Отечественной войны. Лири­ческий герой все время на первом плане; его голос звучит не толь­ко в лирических отступлениях, но и сливается с голосами персона­жей поэмы. Все это определяет и интонацию повествования, и композицию поэмы, и ее язык, который не передает характерных особенностей языка героев поэмы (как это было в поэмах «Страна Муравия» и «Василий Теркин»), а скорее представляет собой взволнованную речь самого поэта — речь, окрашенную гневно-об­личительными и задушевно-лирическими тонами.

Глубина лирического дарования А. Твардовского с большой силой раскрылась и в его послевоенном творчестве — в ряде сти­хотворений и особенно в поэме «За далью — даль», над которой поэт работал целое десятилетие, — к ней мы еще вернемся.

Для многих молодых поэтов (С. Гудзенко, М. Дудин, А. Не- догонов, А. Межиров, С. Орлов и другие) все пережитое в суро­вые годы войны было чуть ли не единственным жизненным их опытом: не только молодость, но и подчас и самая ранняя юность их мужала на фронтах в боях за Родину.

Так начиналась юность

Гулким дорожным ветром,

Медленным эшелоном,

Брошенным в ночь войны, — писала Ю. Друнина (сб. «В солдатской шинели», 1948).

И понятно, что этому поколению долгое время было трудно отойти от фронтовой темы и самыми яркими были их первые сбор­ники стихов.

Но все же тема возвращения к мирной, созидательной деятель­ности в первые послевоенные годы стала основной поэтической те­мой и этого поколения писателей. Выразительно раскрывается она и в лирике, и особенно в поэме молодого, безвременно погибшего поэта А. Недогонова «Флаг над сельсоветом» (1947). Первые строфы поэмы рисуют возвращение ее героя с фронта: «едет, едет старшина по Европе», «из Германии домой».

Если домашнее задание на тему: " Влияние культа личности СталинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.