Важные шаги к изменению классовой структуры советского общества



Объективный ход исторического развития страны, серьезные изменения в классовой структуре советского общества, сплочение интеллигенции на единой идеоло­гической платформе марксистско-ленинского мировоз­зрения и коммунистической партийности обусловили необходимость изменений в формах организации твор­ческой деятельности художников, композиторов, писа­телей, в самом содержании и направлении художе­ственного творчества. Прежние формы разрозненных творческих союзов тормозили объединение писатель­ских сил, рост их общественной активности. Особенно пагубной для дальнейшего прогресса советской литера­туры стала деятельность РАПП, в практике которой сектантство, подозрительность и враждебное отноше­ние к беспартийным художникам достигли своего апо­гея. Ошибочные или упрощенческие воззрения типа расхожих лозунгов: «союзник или враг», «срывание всех и всяческих масок», — теория «непосредственных впечатлений» и борьба за так называемый «диалектико-материалистический художественный метод», приоб­ретавших под пером рапповцев характер предписания, годного на все случаи жизни, были особенно вредны.

В изменившейся исторической обстановке существо­вание не только РАПП, но и остальных замкнутых литературно-художественных группировок становилось тормозом дальнейшего развития литературы. Встала задача консолидации писателей в единой организации на общей идейно-творческой основе.

23 апреля 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановле­ние «О перестройке литературно-художественных орга­низаций», которым предусматривалось «объединить всех писателей, поддерживающих платформу Совет­ской власти и стремящихся участвовать в социалисти­ческом строительстве, в единый союз советских писате­лей с коммунистической фракцией в нем...» 1.

С одобрением отнеслись творческие работники к по­становлению ЦК партии. Групповая борьба, подчас сильно мешавшая им, устранялась: отныне открыва­лись новые горизонты художественного творчества.

Размышления писателей и критиков над проблемами советской литературы выливались в широкие творче­ские дискуссии о художественном методе, историческом романе, новелле и т. д. Осмыслялись путь советской литературы, ее закономерности, исторические особенно­сти. Был найден термин для обозначения художествен­ного метода советской литературы — социалистический реализм. Теоретическое обоснование основного метода советской литературы явилось важнейшим завоеванием эстетической мысли 30-х годов.

Подготовительная работа по созданию единой твор­ческой организации была поручена Оргкомитету, воз­главляемому М. Горьким. Оргкомитет при непосред­ственной помощи и руководстве ЦК ВКП(б) проделал огромную работу по подготовке Устава писательской организации и проведению Первого Всесоюзного съез­да советских писателей.

В Уставе было дано следующее определение метода социалистического реализма: «Социалистический реа­лизм, являясь основным методом советской художе­ственной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая кон­кретность художественного изображения должны соче­таться с задачей идейной переделки и воспитания тру­дящихся людей в духе социализма.

Социалистический реализм обеспечивает художе­ственному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнооб­разных форм, стилей и жанров».

Первый Всесоюзный съезд советских писателей, со­стоявшийся в 1934 г., продемонстрировал идейное со­дружество художников слова. Это была блестящая победа нашей партии в одной из сложнейших областей идеологии — в области литературы.

С трибуны Первого съезда прозвучали голоса ху­дожников, прошедших сложный путь творческих иска­ний. Особенно характерным было признание поэта В. Луговского, выразившего мысли, волновавшие и других писателей: «Да, у многих из нас был длитель­ный период перестройки, задерживавший нас. Но я гор­жусь тем, что прошел через этот суровый, трудный период. Он дал мне простор чувства и ясность миро­ощущения. Он творчески привел меня к чувству ответ­ственности и партийности в литературе, привел не толь­ко политически, но и поэтически.

И здесь уместно будет сказать, что партийность в поэзии, в самой человечной лирике только увеличива­ет во много раз силы и возможности поэта».

«В чем вижу я победу большевизма на съезде писа­телей?» — поставил вопрос Горький. И ответил: «В том, что те из них (писателей), которые считались беспартийными, «колеблющимися», признали,— с ис­кренностью, в полноте которой я не смею сомневать­ся,— признали большевизм единственной, боевой, ру­ководящей идеей в творчестве, в живописи словом». В своем докладе М. Горький подчеркнул, что советская литература, являясь глубоко новаторской, опирается на великие художественные традиции русской и мировой литературы, народного творчества.

С трибуны съезда советские писатели говорили о своем долге перед народом, об искреннем стремлении отдать все силы и способности созданию произведений, достойных времени.

«Нам дано удивительное счастье жить в самый геро­ический период мировой истории...— сказал Л. Лео­нов.— Конечно, ни в одну эпоху литератор не испыты­вал такой почетной и высокой ответственности, как сейчас. Это наше основное дело — показать в образах, глубоких и запоминающихся, великое столкновение идей, разработать хотя бы вчерне принципы новой мо­рали и запечатлеть рождение еще неслыханного мира».

Съезд показал торжество ленинской национальной политики. М. Горький отметил, что «разноплеменная, разноязычная литература всех наших республик высту­пает как единое целое пред лицом пролетариата Стра­ны Советов, перед лицом революционного пролетариата всех стран». Эти слова Горького были подкреплены не только выступлениями представителей Грузии, Арме­нии и других республик, но главное — самими успехами братских литератур.

В 30-е годы большое внимание уделяется как нацио­нальному художественному наследию, так и достиже­ниям современных национальных литератур. В Москве и столицах республик были проведены юбилеи класси­ков литературы, отмечены юбилейные даты народнопо­этических памятников прошлого. В Москве прошли декады искусства и литературы народов Узбекистана, Белоруссии, Казахстана и других социалистических республик. Ведущие темы литературы — интернациона­лизм, дружба народов, национально-патриотическая (исторические полотна А. Толстого, С. Сергеева-Ценского, А. Новикова-Прибоя, Вяч. Шишкова, К. Гамса­хурдиа и др.).

«Творчество поэтов и писателей братских нацио­нальных республик, прежде мало известное русскому народу, — говорил М. Шолохов,— стало теперь обще­народным. Свежие голоса национальных писателей слились с голосом русской литературы».

На съезде была выработана общая идеологическая и эстетическая платформа, объединившая все нацио­нальные литературы Советского Союза. Съезд стал поворотной вехой в истории национальных литератур, дал мощный импульс их совместному развитию и взаи­мообогащению. Огромная творческая энергия, рожден­ная Октябрем, была направлена по единственно пра­вильному руслу дружбы братских литератур.

Принципы социалистического реализма, сформули­рованные съездом, стали достоянием всех видов ис­кусств: театра, живописи, музыки, кинематографии.

Если домашнее задание на тему: " Важные шаги к изменению классовой структуры советского обществаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.