Урок на тему: «Два пути развития европейской живописи»



Форма урока: комбинированный урок.

Цель: понимание своеобразия двух путей развития европейской живописи.

Задачи:

1. Формирование у учащихся представления об особенностях первого пути развития европейской живописи.

2. Формирование представления об особенностях второго пути развития европейской живописи.

3. Развитие у учащихся способностей к анализу.

Схема урока:

1. Вводная часть (Кант, Гегель, Шопенгауэр о времени).

2. Задание на сравнение.

3. Два пути развития европейской живописи.

4. Задание для анализа.

5. Заключение.

Ход урока

Новый перелом в понимании времени совершается в начале XIX века, по-новому понимается оно в философии. Кант, например, считал, что время - это категория созерцания, а не рассудка, и связана она только с миром явлений. Гегель так же определял время как форму созерцания и считал, что это нечто негативное, что самоупраздняет бытие. Точно так же рассматривал время Шопенгауэр, считая, что время - это форма, которая обнаруживает человеку все ничтожество его стремлений.

Словом, для мировоззрения начала XIX века свойственно отношение ко времени как к демонической силе, придающей действительности оттенок иррациональности.

Первые симптомы нового понимания времени можно наблюдать у Жерико, причём в двояком направлении.

Видеоряд: Жерико «Плот Медузы», «Портрет художника».

Задание: сравнить ощущение времени, возникающее у зрителя, переживающего общение с картинами «Плот Медузы» и «Портрет художника», подумать, как может ощущать течение времени человек, потерпевший кораблекрушение и оказавшийся на плоту, и человек, погружённый в свои воспоминания или мечты.

Учитель (после обсуждения). «Плот Медузы» - картина, целиком проникнутая чувством острого ожидания спасательного брига и стремления человека его ускорить, соответственно ускоряется и темп восприятия зрителя, «Портрет художника» - здесь не только образ самого человека, но и всё окружение - светлая стена, череп, статуэтка, срезанная рамой, - всё явно изъято из настоящего и живёт в прошлом или будущем (в воспоминаниях или мечтах). Можно сказать, что в этих двух картинах Жерико время представлено как время-ожидание и как время - воспоминание или мечта.

Задание для самостоятельного анализа (письменно). Определить: время-ожидание или время-воспоминание, или мечта представлены на предлагаемых картинах Жерико, описать признаки, на основании которых сделан вывод.

Видеоряд: Жерико «Умалишённый, воображающий себя полководцем», Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку».

Домашнее задание:

1. Заполнение таблицы «Эволюция понятия времени от Древнего Египта до XIX века».

2. Опережающее задание: подготовить общие сведения о французском импрессионизме.

Вопросы к теме:

1. Каковы взгляды Канта, Шопенгауэра, Гегеля на время?

2. В чём заключается своеобразие первого и второго пути развития живописи?

Если домашнее задание на тему: " Урок на тему: «Два пути развития европейской живописи»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.