Творчество Василия Шукшина



Василий Макарович Шукшин (1929—1974) оставил глубокий след в литературе.

Талант Шукшина поистине неповторим. Кинорежис­сер, выдающийся киноактер, снявшийся во многих филь­мах, прозаик, публицист, киносценарист. Но творчество В. Шукшина органически едино. В его фильмах можно видеть тонкое влияние литературы, а в его прозе ощуща­ются зримые черты киноискусства.

Жизнь Василия Шукшина не была легкой. Детство и юность совпали с тяжелыми годами войны и послевоенно­го времени. Пришлось вровень со взрослыми трудиться и делить голод, холод и все испытания, выпавшие на долю страны в эти трагические годы. Не были легкими для па­ренька из алтайского села Сростки и поиски своего места в жизни — работал слесарем на заводе во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, уче­ником маляра, восстанавливал железные дороги, работал учителем.

В 1954 году Шукшин поступил в Институт кинематогра­фии, где сразу обратил на себя внимание. В 1958 году он публикует первый рассказ «Двое в телеге».

Личный жизненный опыт, встречи со множеством раз­ных людей, феноменальная художническая память стали фундаментом творческой деятельности Шукшина.

В 1963 году выходит его первый сборник рассказов «Сельские жители», а в 1964 году фильм начинающего режиссера В. Шукшина «Живет такой парень» на кинофе­стивале в Венеции был удостоен главной премии — «Золо­той лев святого Марка». Это была мировая известность, которую художник воспринял как призыв к дальнейшей упорной и напряженной творческой деятельности. Шукшин твердо знал, что теперь его жизнь — только творчество, упорное, повседневное, напряженное. И он спешил, очень спешил.

Последние десять лет жизни были для Шукшина не только годами художественного расцвета, но и годами упорного, напряженного труда, годами бессонных ночей и забитых до отказа дней. Сделал за это время он необы­чайно много. Здесь и фильмы по собственным киносценари­ям: «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки», «Калина крас­ная». Здесь и сборники рассказов: «Там вдали», «Зем­ляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне», и романы «Любавины», «Я пришел дать вам волю».

Шукшина привлекал сложный духовный мир деревен­ских жителей, прошедших через события революции, граж­данской войны, коллективизации, выстоявших в годы Великой Отечественной войны, восстанавливавших хозяй­ство в послевоенный период.

С необыкновенной силой и художественной вырази­тельностью писатель создает самые различные типы ха­рактеров. У его героев сложные, порой драматические судьбы, всегда заставляющие читателей думать о том, как может сложиться судьба того или иного из них.

Шукшин заставил читателя понять, что простой чело­век, рядовой труженик не так прост, как кажется на первый взгляд. Сближение с городом рассматривается писателем как сложное явление. С одной стороны, это расширяет кругозор деревенских жителей, приобщая к со­временному уровню культуры, а с другой — город расша­тал морально-этические устои деревни. Попав в город, житель деревни почувствовал себя свободным от тех при­вычных норм, какие были характерны для деревни. Этим Шукшин объясняет черствость, отчужденность людей города, приехавших из деревни и забывших о нравственных традициях, которые веками определяли жизнь их дедов и отцов.

Шукшин — писатель-гуманист в высоком смысле этого слова. Он сумел увидеть в жизни «чудиков» — людей, которые обладают философским складом ума и не удовлет­воряются обывательской жизнью. Здесь у Шукшина мож­но увидеть традиции М. Шолохова, у которого в «Поднятой целине» Иван Аржанов рассуждает о «чудинке» у каждого человека.

Таковы, например, герой рассказа «Микроскоп» столяр Андрей Ерин, который купил микроскоп и объявил войну всем микробам, Дмитрий Квасов, совхозный шофер, кото­рый задумал создать вечный двигатель, Николай Николае­вич Князев, мастер по ремонту телевизоров, исписавший восемь общих тетрадей трактатами «О государстве», «О смысле жизни». Если «чудики» в основном люди, ищу­щие и в своих поисках утверждающие идеи гуманизма, то противоположные им «античудики» — люди со «сдвинутой совестью» — готовы творить зло, жестоки и несправедли­вы. Таков Макар Жеребцов из одноименного рассказа.

В изображении деревни Шукшин продолжает традиции русской классической литературы. В то же время он отра­жает сложные взаимоотношения жителей города и деревни в наше время.

Деревня, ее жители прошли через сложные историче­ские события. Это не единое крестьянство, а люди самых различных профессий: и механизаторы, и шоферы, и агро­номы, и техники, и инженеры, вплоть до нового священни­ка, призывающего верить в индустриализацию, технику, коммунизм («Верую!»).

Отличительная особенность Шукшина-художника — это острое чувство современности. Его герои рассуждают о полете в космос, на Луну и Венеру. Они противостоят старым, отжившим представлениям о мещанской сытости и благополучии. Таковы школьник Юрка («Космос, нерв­ная система и шмат сала»), Андрей Ерин («Микроскоп»), Герои рассказов Шукшина упорно ищут смысл жизни и стараются определить свое место в ней («Беседы при ясной луне», «Осенью»),

Большое внимание в рассказах Шукшина уделяется проблеме личных взаимоотношений, в частности в преде­лах семьи («Сельские жители», «Одни», «Жена мужа в Париж провожала»). Здесь и разногласие между отцами и детьми, и несогласие в семейных отношениях, и различ­ные взгляды героев на жизнь, труд, на свой долг и обя­занности.

Дети поступают вопреки воле родителей, считая себя вправе забыть об их житейском опыте, традициях, строить жизнь по-новому. Распавшиеся семейные связи поддержи­ваются письмами, но они тоже редки. Молодым, живущим в городах, некогда, их захлестывает бурная жизнь, а ста­рики не умеют выразить в письмах все, что наболело на сердце в бессонные ночи, в раздумьях о детях, живущих новой, иногда и непонятной жизнью. Старая мать Кандау- рова пишет в город дочери, стараясь ей помочь советом, но, Еспоминая свою горькую судьбу, понимает, что вряд ли ее совет может что-нибудь изменить в жизни дочери («Пись­мо»). Тяжело и одиноко живут старики Калачиковы в большом пустом доме. Они вспоминают бессонными ночами, как в этом доме много лет проходила жизнь боль­шой многодетной семьи. И эти воспоминания скрашивают их одиночество.

Хотя дети и далеко от родителей, но не обрывается внутренняя связь между отцами и детьми. Мудро, с достоинством, мужественно уходит из жизни старый Сте­пан. Но даже в последние свои часы он связан с семьей, думает о детях, об их долге перед оставшейся жить их ма­терью. Он передает через нее свой строгий, последний на­каз детям — Мишке, Петьке, Маньке — и верит, что этот наказ они должны выполнить («Как помирал старик»),

Шукшин с большим почтением и уважением относится к старшему поколению, понимая, что старики были честны­ми тружениками, много сделали для страны, вырастили детей и теперь горько переживают свое одиночество. Ху­дожник понимает и то, что поколение детей выходит на авансцену современности, строит жизнь по-новому, выра­батывая свою житейскую философию, свои морально- этические нормы жизни. Поэтому в творчестве Шукшина большое место занимают и молодые герои — труженики, созидатели, много размышляющие о жизни и стремящиеся найти свое место в ней.

Создавая народные характеры, Шукшин старается найти разгадку многих явлений современной действитель­ности.

Если домашнее задание на тему: " Творчество Василия ШукшинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.