Творчество Василия Федорова



Трудно представить современную поэзию без творче­ства Василия Дмитриевича Федорова (1918 — 1982).

Родился поэт в Кемерове в рабочей семье. Затем родители переехали в деревню Марьевку, где прошли детские и юношеские годы поэта. Отец умер рано, оставив одиннадцать сирот, которым грозила нищенская жизнь. Но для семьи Федоровых было характерно неиссякаемое тру­долюбие, страстное желание учиться. Братья Федоровы стали активными комсомольцами, организаторами кресть­янской молодежи. Они принимали активное участие в про­ведении коллективизации, в создании новой жизни де­ревни.

После окончания средней школы Василий Федоров работал в родном колхозе, затем около девяти лет тру­дился на военных заводах Сибири.

Первые стихи он опубликовал в заводской многоти­ражке, затем поступил в Литературный институт. Первая книга поэта «Лирическая трилогия» вышла в 1947 году. С самого начала творческого пути Федоров наряду со стихотворениями создает лирические поэмы, в которых ставит актуальные жизненные и морально-этические проб­лемы. 50-е годы — время больших творческих свершений поэта. В эти годы он создает поэмы «Ленинский подарок» (1954), «Проданная Венера» (1956), «Золотая жила» (1957), «Дуся Ковальчук» (1957), «Седьмое небо» (1960— 1968).

В поэме «Ленинский подарок» отчетливо видны тради­ции классической Ленинианы, созданной М. Горьким и В. Маяковским.

Федоров выделяет в Ленине качества «человечного человека», отзывчивого и простого. Содержание поэмы несложно. В трудные годы гражданской войны Ленин посещает госпиталь, видит тяжелые условия, бедность обстановки. Медсестра Надя от имени выздоравливающих солдат просит Ильича помочь достать «обувку» этак «пар двадцать пять». Ильич выполнил просьбу: прислал солда­там сапоги, а Наде «красивые полусапожки на акку­ратных каблуках». Надя берегла этот ленинский подарок и решила обновить его в самый дорогой праздник. Но жизнь была суровой, и такого праздника не было у Нади. И когда страна скорбела об умершем Ильиче, только тогда, когда «боль, не стихая, сердце жгла… в бесценный ленинский подарок обулась Надя и пошла».

Она, по просьбе собравшихся на митинг, выступила и вспомнила, что Ильич сказал молодым «при виде сбитых каблуков», что они доживут и «до модных туфель и шел­ков». И жизнь последующих лет доказала справедливость ленинских слов: перед нами проходят и «девушки в ярких нарядах», и новые города, и корабли, приветствующие город «беленый».

В поэмах В. Федоров показал, в каких сложных, трудных условиях складывалась новая жизнь народа в по­слереволюционную пору.

Поэма «Проданная Венера» — спор о красоте и пре­красном. В поэме два образа, олицетворяющих в пред­ставлении поэта красоту и прекрасное,— это образ дере­венской красавицы Наташи Граевой и образ тициановской Венеры. Но картина Тициана, бывшая «собственностью России», продана за океан, для того чтобы шло строитель­ство новых заводов, фабрик, домен и шахт. А красавица Наташа Граева от непосильной работы и сильной нужды свяла, не успев расцвесть. Красоту народ создавал в бит­вах за справедливость и в труде:

  • Кровь пролилась,
  • А не чернила
  • В сражениях за красоту.

И хотя «Наташи прежней мы не встретим, но людям жить и быть красе». И логичны заключительные строки поэмы:

  • За красоту Людей живущих,
  • За красоту времен грядущих
  • Мы заплатили красотой.

В поэме «Золотая жила» поэт слагает гимн любви, которая проходит через острейшие испытания, но остается светлым источником радости и счастья. Такова любовь Харитона и Глафиры.

В поэме «Белая роща» (1956) Федоров выступает борцом за сохранение природы. С большой поэтичностью описывает поэт Белую рощу в степи:

  • В роще и птицы молчат певучие,
  • В ней, по-своему загрустив,
  • Все березы стоят плакучие,
  • Косы длинные распустив.

И эту рощу хотят срубить, чтобы не мешала шоферам возить грузы. Но отстояли Белую рощу, и перед ней «…пшеница шумит и шумит, как прибой».

В поэмах В. Федоров создает целую вереницу женских характеров — то лирически-нежных, как Наташа Граева («Проданная Венера») и Глафира («Золотая жила»), то женщин некрасовского типа — матерей, забывающих о себе ради блага детей («Белая роща»), то героических женщин, как Дуся Ковальчук из одноименной поэмы. Действие поэмы происходит в грозные годы гражданской войны, когда в Сибири действовали банды Колчака и Гайды. Дуся была связной у партизан, рискуя жизнью, помогала парти­занам громить белогвардейцев. Ее схватили. Дуся смело и решительно пошла на казнь, веря в светлое будущее своего народа.

В заключении поэмы В. Федоров делает философское обобщение о бессмертии народного дела:

  • Есть родившееся не в тиши,
  • А в боевой извечной круговерти
  • Святое свойство молодой души:
  • Идя на смерть,
  • Не верить в силу смерти.

В поэме «Седьмое небо» соединяются нравственно- эстетические и исторические проблемы. В центре — судьба рабочего парня Василия Горина и история его возвышен­ной любви к Марьяне. Василий изображается как новый человек, для которого любовь — источник творческого тру­да, вдохновения. Он уступает свое счастье другу-сопернику Борису, который женится на Марьяне. В жизнь героев врывается война, Борис погибает. Марьяна и Василий вновь встречаются, но жизнь прочно разъединила их судь­бы. И все же Василий Федоров утверждает, что «любви несчастной нет. Она, какой бы ни была,— счастлива».

Любовь к Марьяне Василий пронес через всю жизнь. Здесь и учеба в аэроклубе, которая дала возможность ле­тать, постигнуть «седьмое небо», и война, и труд на за­воде.

Василий — типичный герой Федорова, человек, морально-этический мир которого соотносится с историей страны, с законами времени. Ему противопоставлен Борис, внутренний мир которого узок и ограничен.

В Марьяне поэт воплотил черты женщины нового типа, которая чувствует себя личностью и, несмотря на не­удачное замужество, находит в себе силы остаться такой, какой была. Для нее счастье не только в личных отноше­ниях, но и в творческом созидательном труде.

Для поэм и лирики Федорова 70-х годов характерны и лирико-философские обобщения.

Поэзия Федорова отличается афористичностью:

  • Я за искусство левое. А ты?
  • За левое…
  • Но не левее сердца.

Он признается, что его старят не годы, а «мысли горькие старят».

В стихотворении «Слово» развивается тема любви к Родине: «Нам легко и нелегко с тобою, дорогая Родина моя!» Проблемы жизни народов мира затрагивает поэт в стихотворении «Сенегальцы», где он призывает во имя всех живых: «Не будьте ни корыстны, ни мелки»; «Не во­рошите старые могилы, они чреваты новою бедой».

Через всю поэзию проводит Федоров тему любви возвы­шенной, творческой, героической, которая противопостав­ляется любви мелкой, мещанской, ограниченной утлым личным мирком. Любовь — чувство творческое и священ­ное в осмыслении Федорова.

В стихотворении «Коршун» охотник не может стрелять в коршуна, который устремляется к манку: «Любовь свя­щенна. Даже коршуна не трону в час его любви».

Поэзия Федорова обращена к актуальным проблемам времени.

Интересна одна из последних поэм В. Федорова «Же­нитьба Дон-Жуана». Поэт исследует путь героя мировой классики — путь к настоящей любви, человечности и по­стижению правды жизни.

В предисловии к поэме, объясняя причину обращения к классическому герою, В. Федоров пишет: «Дело в том, что многие узлы нашей морально-нравственной жизни, которые мы распутываем, были завязаны в далеком-дале­ком прошлом. Сохраняя нравственную преемственность прежних Дон-Жуанов, мой Жуан в жажде семейного счастья, как одного из главных смыслов жизни, проходит путь от героя и полубога к человеку».

В поэме Дон-Жуан современен. Современны его же­нитьба на Наташе, начало семейной жизни.

Молодожены направляются на южный курорт. Здесь и ласковое море, и сцены ревности. Затем возвращаются в Сибирь, родной край поэта. Выразительно передана поэзия семейной жизни, радость рождения первенца Феди, а затем внезапная болезнь Наташи и ее гибель. Но поэт далек от пессимизма:

Большое счастье — это, на мой взгляд, Не только сам конечный результат, Но и дорога, что вела нас к счастью.

О поэзии В. Федорова можно сказать, что она помогает строить и жить нашим современникам. В. Федоров выра­зил веру в неиссякаемые возможности советского челове­ка, свершившего Октябрьскую революцию, освободившего человечество от фашизма, начавшего строительство ком­мунизма.

В поэзии наших дней соединяются лирический и эпиче­ский планы в осмыслении современных и исторических событий. Наиболее значительны по содержанию и художе­ственному своеобразию поэмы В. Федорова «Седьмое небо», Е. Исаева «Суд памяти» (1962) и «Даль памяти» (1977), Р. Рождественского «Посвящение» (1975) и «Две­сти десять шагов» (1977). Лирический герой в поэмах стал более активным, нередко он является рассказчиком собы­тий.

В современных поэмах тема войны и мира объединя­ется, поэты обращаются и к предвоенному, и к послевоен­ному периоду. Основную сюжетную линию поэмы Егора Александровича Исаева (род. в 1926 г.) «Суд памяти» составляет судьба Германа Хорста. Герой поэмы ра­ботал у станка, отливая патроны, позже воевал в гитле­ровской армии, остался жить, но, не задумываясь о про­шлом и настоящем, бездумно служит подготовке новой войны.

Его сосед Курт остался без ног, он не может забыть войну, его преследуют кошмарные сны, а костыли «скрипят и стонут по ночам». Курт старается помочь Хорсту разо­браться в прошлом и настоящем. Ганс, побывавший в со­ветском плену, также считает войну трагедией, чувствует в ней и свою вину. Исаев показал трудный путь преодоле­ния равнодушия бывших солдат гитлеровской армии. Такие, как Хорст, заслуживают суда за свои неосознанные преступления. И такой суд вершит советский поэт от имени Памяти, от имени жен, матерей, сестер, детей, которых осиротила война. И в этом гуманизм поэмы: «И я встаю, тревогу бью всей многотрубной медью!»

Поэма «Даль памяти» (1965— 1977) тесно связана с предшествующей. В ней автор обращается к истории России, ее пути к Великому Октябрю. Поэт показывает формирование нового человека в единстве с историческими судьбами Родины и народа. В поэме видны традиции Твар­довского в создании образов-символов: «дорога» — путь исканий, путь народа; «кремень — слеза» — отражение народных страданий, гнева и протеста.

Значительное место в поэме занимает тема «великой памяти» об историческом ,прошлом Родины — от народных движений Разина и Пугачева до событий первой русской революции и Великого Октября.

Поэт слагает гимн труженикам — «плугарям и кова­лям». Произведение содержит глубокие философские раз­думья о человеке, о земле, о мире, о будущем.

Поэмы Е. Исаева тесно связаны с историей, совре­менностью, устремлены в будущее. В них выражена самая тесная связь с жизнью народа. Очень хорошо сказал Е. Исаев о смысле поэзии в наше суровое время на VIII съезде писателей СССР: «Поэзия там, где боль, где труд, где подвиг, где доброта человеческого сердца… Долг поэ­та — словом своим пробуждать духовную энергию челове­ка, вдохновлять его на борьбу за лучшую жизнь, за мир и счастье на земле».

Если домашнее задание на тему: " Творчество Василия ФедороваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.