Творчество Валентина Распутина



Для творчества Валентина Григорьевича Распутина (род. в 1937 г.) характерна разработка морально-этических и нравственных проблем. Его произведения «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и по­мни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), рассказы 80-х годов, а также его повесть «Пожар» (1985) получили высокую оценку критики и признание читателей.

С большим мастерством рисует писатель женские ха­рактеры. Запоминается образ старой Анны из повести «Последний срок». Жизнь Анны была суровой: работала не покладая рук в колхозе, растила детей, преодолевала невзгоды военного времени, но не пала духом. И когда она чувствует приближение смерти, относится к ней по-народному мудро и спокойно. Дети Анны, приехавшие из разных мест проститься с матерью, уже не несут в себе тех высоконравственных качеств, какие свойственны Анне. Они утратили любовь к земле, растеряли и родственные связи, и смерть матери их мало волнует.

Важные современные проблемы отражаются в повести «Прощание с Матерой». Матера — деревня, расположен­ная на небольшом острове посреди Ангары. В связи со строительством будущей ГЭС она будет затоплена, а ее жители переселяются в новый поселок. Автор с большой силой и проникновенностью сумел передать тяжелые пере­живания старшего поколения деревни. Для старой Дарьи, прожившей здесь жизнь, затопление деревни — великое горе. Она понимает, что ГЭС нужна, но ей трудно расстать­ся с избой, с родными могилами. Она готовится покинуть свою избу торжественно, строго. Зная, что изба будет сожжена, но помня, что здесь прошли ее лучшие годы, она моет, белит, чистит все в избе. Трудно расстаться с родны­ми местами и ее сыну Павлу. Внук же Дарьи Андрей относится к этому совершенно спокойно, без всяких пере­живаний. Он увлечен романтикой новых строек, и Матеру ему совсем не жалко. Дарью очень обидело, что, покидая навечно родное гнездо, внук не проявил уважения к отчему дому, не простился с землей, не прошелся в последний раз по родной деревне.

Распутин заставляет читателя почувствовать чер­ствость и бездушие Андрея, его неуважение к традициям родных. В этом писатель близок к В. Шукшину, Ф. Абрамо­ву, В. Белову, которые с тревогой пишут о равнодушии молодежи к отчему дому, о забвении ею народных тради­ций, которые веками передавались из поколения в поколе­ние. В то же время писатели утверждают закономерность изменения жизни деревни под воздействием социальных и научно-технических преобразований. См. с. 538.

Жизнь деревни в разные исторические периоды — основная тема творчества Федора Абрамова. В его тетра­логии «Пряслины» («Братья и сестры», 1958; «Две зимы и три лета», 1968; «Пути-перепутья», 1973; «Дом», 1978) изображена жизнь северной деревни Пекашино, начало действия относится к весне 1942 года; конец — к началу 70-х годов.

В романе проходит история нескольких поколений крестьянских семей, ставятся нравственные проблемы че­ловеческих взаимоотношений, проблемы руководства, вскрывается роль личности и коллектива. Значителен об­раз Анфисы Петровны, выдвинутой народом в председате­ли колхоза в суровые годы войны. Анфиса Петровна — женщина сильного характера и великого трудолюбия. Она сумела в тяжелое военное лихолетье организовать работу в колхозе, подобрать ключ к сердцам односельчан. В ней соединяются требовательность и человечность.

Показав жизнь деревни без прикрас, ее тяготы и нуж­ды, Абрамов создал типичные характеры представителей народа, таких, как Михаил Пряслин, его сестра Лиза, Егорша Ставров, Лукашин и другие.

Михаил Пряслин после ухода отца на фронт и после его гибели, несмотря на свою молодость, становится хозяином дома. Он чувствует ответственность за жизнь братьев и сестры, матери, за труд в колхозе.

Полон обаяния характер его сестры Лизы. Ее малень­кие руки не боятся никакого труда.

Егорша — во всем антипод Михаила. Веселый, остро­умный и находчивый приспособленец, он не хотел и не умел работать. Все силы ума своего он направлял на то, чтобы жить по принципу: «Где бы ни работать, лишь бы не рабо­тать».

Михаил Пряслин в первых книгах тетралогии все силы направляет на то, чтобы избавить свое многочисленное семейство от нужды и поэтому стоит в стороне от обще­ственной жизни, но в конце произведения Михаил стано­вится ее активным участником, вырастает как личность.

Если домашнее задание на тему: " Творчество Валентина РаспутинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.