Творчество участников Великой Отечественной войны



С. Орлов, Е. Винокуров, С. Наровчатов в 50—60-е годы вступают в новый этап своего творчества. В их поэзии удивительно сочетается история и современность. Для них критери­ем осмысления современности и прошлого явилась Вели­кая Отечественная война. Их поэзию объединяет верность фронтовому прошлому и тем, кто отдал свою жизнь за свободу Родины, за мир и счастье на планете. Жизнь, труд современника оцениваются поэтами с позиций героиче­ского прошлого, участниками которого они были.

Герои стихотворений С. Орлова, бывшие солдаты, участники боев за легендарную ленинградскую землю, посещают те края, которые политы кровью, вспоминают погибших товарищей и мысленно возвращаются к тем героическим дням. А молодой шофер Витька удивляется слезам уже немолодых людей: что может быть интересного в этой поросшей травой земле,— для него прошлое ушло безвозвратно. Поэт справедливо утверждает, что за это Витьку осуждать не стоит: каждому свое — наше — нам, юность — юным, и мы не в обиде («Невская Дубров­ка») .

Владимир Николаевич Соколов (род. в 1928 г.) моложе, чем предшествующие поэты. Он не был участником Вели­кой Отечественной войны, но он один из первых начал тему военного детства. Его привлекает тема искусства, судьба художника в России. В стихотворении «Указ Петра» гово­рится, что, согласно указу, незаконорожденные могут записываться в художники. И поэт проводит убедительную мысль: искусство подлинно только тогда, когда художник создает произведения через свои трагические пережива­ния:

  • С холстом и кистью не в ладу,
  • Идут внебрачно прижитые.
  • И, маясь дивною судьбой,
  • Находят лад, и знаменито
  • Всей неприкаянной гурьбой
  • Грехи отмаливают чьи-то…
  • Пусть в нас иной, несхожий пыл
  • Великой волею заронен,
  • Нам надо помнить, как он был,
  • Художник русский, узаконен.

Тема трагедийности искусства звучит и в других сти­хотворениях («Убит. Убит. Подумать! Пушкин» и др.).

Для стихотворений В. Соколова характерно внимание к внутреннему миру человека, глубокая, органическая правда чувств:

  • Какое большое счастье
  • От шума дождя вставать,
  • В знакомые двери стучаться,
  • Свои для друзей открывать.
  • На девушку оглянуться,
  • Которой не назовешь.
  • Уехать и вновь вернуться,
  • И знать, что живешь. Живешь.
  • Что чувствуешь кожей ветер
  • И знобную благодать,
  • Что можешь всему на свете
  • Хорошее имя дать.

Среди поэтов, вошедших в литературу в 50—60-е годы, привлекает внимание Ольга Александровна Фокина (род. в 1937 г.). Ее детство было опалено войной, в юности она познала голодные годы послевоенной поры, когда не верну­лись в родные края отцы, сыновья, братья и когда вся страна в напряженном труде, пережив разруху и голод, залечивала нанесенные войной раны.

Ее поэзия лишена парадности и блеска, она передает и сиротское горе, вдовьи слезы, и скорбь матерей, и ту взволнованную любовь к Родине и родной северной приро­де, которая живет в сердце поэтессы. Она часто употребля­ет прием психологического параллелизма — образы при­роды помогают ей передать сложные людские судьбы, особенности многотрудной женской жизни. Ее внимание привлекает образ ивы, которую в народе называют «плаку­чая», но ива «все вынесла, вновь выросла из колышка до небушка».

Стихи О. Фокиной отличаются задушевной тонально­стью и ярко выраженным воздействием устно-поэтической народной стихии. Ольга Фокина — поэтесса северного края. В ее стихах звучат народные пословицы, поговорки, притчи, часто встречаются устойчивые определения на­родной поэзии. У нее «лето красно», «весна бурлива, говорлива», осень — пора урожая, ее встречают пирогами и празднично-богатым столом. Ее пора «за тремя волока­ми», женская доля «за семью мороками». Стихи Фокиной передают не только страстную влюбленность в родной край, но и волнительное чувство восхищения ратным и тру­довым подвигом своего народа.

В поэзии 50—60-х годов в целом можно отметить стремление к конкретному художественному анализу явле­ний, внутренний психологизм, глубокое философское обоб­щение.

Если домашнее задание на тему: " Творчество участников Великой Отечественной войныШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.