Творчество Твардовского в годы войны



Начало Великой Отечественной войны застало А. Твар­довского в родной деревне, где он собирался работать над новыми произведениями. Все творческие замыслы и планы, продиктованные мирной жизнью, были отложены на буду­щее. Поэт отправляется на фронт и становится непосред­ственным участником войны. Вместе с героической Со­ветской Армией он проходит воинский путь от Москвы до Берлина, с героями своих произведений делит все тяготы и невзгоды военного лихолетия: пешком проходит тысячи фронтовых дорог, ест из солдатского котелка, скорбит о тех, кому не суждено было дождаться светлого дня победы.

Творчество Твардовского военного времени многогран­но. Он выступает как очеркист, публицист, поэт.

Твардовский определяет войну как народную трагедию и как священный подвиг во имя свободы и независимости своей Родины, во имя будущего грядущих поколений:

Война — жесточе нету слова, Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова.

Стихотворения, отражающие события войны и героизм народа, поэт впоследствии объединяет в цикл «Фронтовая хроника». Этот цикл дает возможность представить войну во всех ее грандиозных масштабах, представить страшные бедствия, какие принесла война, и мужество, стойкость и героизм Советской Армии в битвах с захватчиками на фронтах, а также бесстрашные действия партизан в тылу врага.

Поэт пишет о своей любви к советским краям, по­павшим под временную оккупацию фашистов, о горячей любви к Украине, которая осмысляется им как часть любимой Родины («Тебе, Украина»), С болью пишет Твардов­ский о родной Смоленщине, стонущей под пятой гитле­ровцев:

  • Ты, огнем опаленная
  • До великой черты.
  • Ты, за фронтом плененная,
  • Оскорбленная,—
  • Ты
  • Никогда еще ранее
  • Даже мне не была
  • Так больна, так мила —
  • До рыдания...
  • Обращаясь к партизанам, поэт призывает:
  • Бей, семья деревенская,
  • Вора в честном дому,
  • Чтобы жито смоленское
  • Боком вышло ему.
  • Встань, весь край мой поруганный,
  • На врага!

Он твердо верит в несомненную нашу победу, говорит о полном слиянии своей судьбы с судьбой защитников Родины:

  • Я долю свою по-солдатски приемлю,
  • Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
  • То лучше,
  • Чем смерть за родимую землю,
  • И выбрать нельзя.

Большое место занимают в цикле стихотворения-очер­ки о героях войны. Поэт прославляет героя-мальчика, который помог уничтожить вражескую пушку («Рассказ танкиста»). Сам А. Твардовский признавался, говоря о стихотворениях, составляющих «Фронтовую хронику»: «За каждым из этих стихотворений было памятное, до сих пор для меня живое фронтовое впечатление, факт, встреча».

Поэма «Василий Теркин»

Очерки, публицистика, стихи о войне не удовлетворили Твардовского, и он решил создать произведение более широкого эпического охвата. Таким произведением и стала поэма «Василий Теркин». Впоследствии поэт признавался: «Теркин» был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, пес­ней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и рекламой к случаю».

Поэма «Василий Теркин» имеет новаторский характер. А. Твардовский отразил в ней события войны во всем их величии и трагизме, показал советский народ, вступив­ший в ожесточенную схватку с врагом, и, наконец, создал образ такого героя войны, в котором воплотились в полную силу и глубину черты народного характера. Именно так воспринимался образ Василия Теркина читателями во­енного времени. И молодое поколение, выросшее после войны, по Василию Теркину представляет подлинного на­родного героя, учится у него патриотизму, мужеству, жизнестойкости и другим высоким человеческим каче­ствам.

Главный конфликт поэмы — столкновение двух миров. Всем содержанием произведения Твардовский утверждает превосходство советского строя над фашизмом, говорит о благородном, справедливом, освободительном характере войны, которую вел советский народ, и в этом поэт видит истоки героизма.

Композиция поэмы была продиктована условиями вой­ны. Об этом так говорил сам поэт: «И первое, что я принял за принцип композиции и стиля,— это стремление к изве­стной законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы — каждого периода, страницы и строчки. Я должен был иметь в виду читателя, который, хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в дан­ной, напечатанной сегодня- в газете главе нечто целое, округленное. Кроме того, читатель мог и не дождаться моей следующей главы: он был там, где и герой — на войне». Идейный стержень поэмы, ее цементирующая осно­ва — события войны, которые определяют жизнь, мысли, поступки героев. В произведении два центральных обра­за — образ Василия Теркина и образ автора, сюжетно- образующая роль которого очень велика. Наряду с боль­шим количеством лирических отступлений, четыре главы прямо называются «От автора». Двумя из них начинается и заканчивается поэма.

Автор, который жил одной жизнью со своим героем, мог писать о войне, о походной пыли, о суровом ее быте. Внача­ле он говорит и об особенностях «книги про бойца»:

  • Без начала, без конца.
  • Почему так — без начала?
  • Потому что сроку мало
  • Начинать ее с начала.
  • Почему же без конца?
  • Просто жалко молодца.

О главном герое говорится с нескрываемой симпатией и любовью:

  • С первых дней годины горькой,
  • В тяжкий час земли родной
  • Не шутя, Василий Теркин,
  • Подружились мы с тобой.

Часть глав посвящена событиям войны, которые осмыс­ляются как воинский и трудовой подвиг народа. Об этом говорят и названия глав: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Бой в болоте», «В наступлении», «На Днепре», «По дороге на Берлин».

В этих главах одним из центральных героев является Василий Теркин, который участвует в событиях и осмысля­ет их. Поэт так определяет характер своего героя:

Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно:

  • Просто парень сам собой
  • Он обыкновенный.
  • Впрочем, парень хоть куда,
  • Парень в этом роде
  • В каждой роте есть всегда,
  • Да и в каждом взводе.

Обыкновенность Теркина — в его типичности, в том, что такие, как Теркин, есть «в каждой роте... да и в каждом взводе».

Созданию образа Теркина способствовало участие са­мого автора в событиях войны, его родственная близость к героям битвы. Не случайно Твардовский утверждает, что конкретного прототипа у Теркина не было: Теркин — образ вымышленный, а черты характера этого героя автор на­блюдал у многих живых людей.

Герой Твардовского, как и весь народ, полон ответ­ственности, сознавая высокий, благородный характер вой­ны. Поэтому рефреном неоднократно повторяются слова:

  • Бой идет святой и правый,
  • Смертный бой не ради славы,
  • Ради жизни на земле.

Поэма полна патриотического пафоса, любви к Родине, к России:

  • Грянул год, пришел черед.
  • Нынче мы в ответе
  • За Россию, за народ
  • И за все на свете.
  • От Ивана до Фомы
  • Мертвые ль, живые,
  • Все мы вместе — это
  • Тот народ. Россия.

Война осмысляется как борьба советского народа не только за свободу и независимость Родины, но и вообще за жизнь на земле, и в этом утверждение мирового значения битвы с фашизмом.

Битва с фашизмом представлена в поэме как трагиче­ское испытание, выпавшее на долю Родины и народа. Твардовский рисует поруганную фашистами родную зем­лю, оскверненный врагами отчий край — Смоленщину, показывает тяжкую участь простых людей, таких, как дед и баба, которые вынесли весь ужас оккупации и сохранили способность к труду, веру в жизнь. Советские сердца всег­да согревала беспредельная любовь к Родине:

  • Мать-земля родная наша,
  • В дни беды и в дни побед
  • Нет тебя светлей и краше
  • И желанней сердцу нет.

Всем содержанием произведения поэт утверждает, что в сердце каждого солдата жило сознание, что можно пере­жить многие потери, но нельзя терять Россию. Отсюда изображение мужества, упорства, героизма и окрыляющее чувство закономерности победы, вера в то, что победа будет наградой за все жертвы, лишения и потери.

Апофеозом героической битвы советского народа с фа­шистскими захватчиками звучит одна из заключительных глав поэмы — «По дороге на Берлин». Путь к Берлину осмысляется Твардовским как подвиг советского солдата, сумевшего выстоять, выдержать, все пережить, чтобы окончательно разгромить врага на его собственной земле и этим самым завоевать долгожданную победу:

  • День и ночь в боях сменяя,
  • В месяц шапки не снимая.
  • Воин твой, защитник-сын
  • Шел, спешил к тебе, родная,
  • По дороге на Берлин...

Полна символики сцена встречи с русской матерью, которая после освобождения возвращается из Германии в родные места.

Поэма «Василий Теркин» стала ярчайшим явлением в литературе о войне. Выдающийся мастер русской прозы И. Бунин назвал поэму «редкой книгой», отметив «не­обыкновенный народный солдатский язык».

Василий Теркин — центральный образ поэмы — явля­ется подлинным художественным открытием Твардовско­го. Он воплотил в себе лучшие черты участников войны. В нем удивительно сочетаются героизм и мужество, стой­кость и простота, оптимизм и сознание высочайшей ответ­ственности перед народом за исход битвы.

Теркин — героический характер. И его героизм не показной, не плакатный, а естественная норма поведения на войне. Он проявляет самоотверженность во время тяг­чайшей переправы через ледяную реку, вступает в поеди­нок с гитлеровцем и побеждает, сбивает фашистский самолет. В то же время ничто человеческое не чуждо Васи­лию Теркину. Он — солдат-пехотинец, способный на под­линную солдатскую дружбу:

  • Свет пройди, нигде не сыщешь,
  • Не случалось видеть мне
  • Дружбы той святей и чище,
  • Что бывает на войне.

Он не мечтает о чинах и высоких наградах и «согласен на медаль», чтобы показать любимой девушке по возвра­щении на Родину, что «человек пришел с войны». Он — прекрасный гармонист, и его игра доставляет великую радость бойцам после тяжелого боя.

В образе Теркина автор подчеркивает мысль о бессмер­тии советского солдата:

Не подвержен Теркин смерти, Коль войне не вышел срок.

В то же время Твардовский нигде не показывает войну как парадное шествие, а говорит о ее трагизме, утратах и свою поэму посвящает «павших памяти священной» и всем, кто прошел через войну. Не случайно Теркину, как лучшему гармонисту, бойцы дарят гармонь убитого ко­мандира. Теркин — действенный оптимист. Он помога­ет бойцам сохранить силу воли, бодрость духа, веру в победу в самых тяжелых испытаниях войны:

  • Все худое он изведал,
  • Он терял родимый край
  • И одну политбеседу
  • Повторял:
  • — Не унывай.

Оптимизм Теркина — это оптимизм русского народа, верным сыном которого он является, отсюда и законо­мерность таких строк:

  • То серьезный, то потешный,
  • Нипочем, что дождь, что снег,—
  • В бой, вперед, в огонь кромешный
  • Он идет, святой и грешный
  • Русский чудо-человек.

При создании образа Теркина поэт не только обобщил современную действительность, но и использовал великие традиции народного творчества.

Теркин — активный участник войны на всех ее этапах. Он испытал все тяготы войны, ее трагизм. Ему близка участь солдата-сироты, который увидел сожженную род­ную деревню и узнал о гибели родных и близких. Но горе не согнуло солдата, он испытывает чувство гордости за то, что враг изгнан и родная земля, «прежде отданная с кровью, кровью вновь возвращена».

«Книга про бойца» стала творческой победой поэта. Она явилась изобретением по форме и открытием по со­держанию.

Поэме свойствен лаконизм, афористичность, филосо­фичность.

Братство народов, признание подвига советского наро­да Твардовский выражает так:

  • И на русского солдата
  • Брат-француз, британец-брат.
  • Брат-поляк и все подряд
  • С дружбой будто виноватой
  • И сердечною глядят.
Если домашнее задание на тему: " Творчество Твардовского в годы войныШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.