Творчество поэтов всех поколений — от Д. Бедного и Н. Тихонова до поэтической молодежи



Ответом наших поэтов на чувства и переживания народа, охва­ченного патриотическим подъемом, был поток лирических произ­ведений, которые появились с первых дней войны.

«Никогда у нас не писали столько стихов», — отмечала пресса, характеризуя развитие поэзии в годы Отечественной войны.

В этот период широко развертывается не только творчество поэтов всех поколений — от Д. Бедного и Н. Тихонова до поэтической молодежи, начавшей свою деятельность в годы Отечественной войны (А. Недогонов, М. Дудин, А. Межиров, С. Гудзенко и дру­гие). Множество стихотворений бойцов и командиров, напечатан­ных во фронтовых газетах, песен и частушек, сложенных в пар­тизанских отрядах, ярко демонстрировало рост массового поэти­ческого творчества. В воинских частях гордились своими поэтами, прославлявшими подвиги боевых товарищей. В сатирических сти­хах и частушках звучали гнев народа, ненависть и презрение к фа­шистам. Стихами о любви к родной земле часто начинались дохо­дившие до Родины письма советских людей, угнанных врагом в неволю.

О требованиях народа к советской поэзии хорошо и точно ска­зал А. Сурков в стихотворении «В громе яростных битв проле­тают над нами...» (1942):

  • ...Встань, поэт, перед строем под красное знамя
  • И в глаза современникам прямо взгляни.
  • Ты сопутствовал каждому нашему шагу.
  • Все мы вместе встречали тревожный рассвет.
  • Как Отчизне на верность приносят присягу,
  • Присягни нам на песню, окопный поэт.
  • Все движенья солдатской души карауля,
  • Кровью сердца пиши нам про наши дела,
  • Чтобы песня заклятьем от смерти и пули
  • На солдатское верное сердце легла.

Идейно-тематическое и жанровое многообразие отличает поэ­зию военных лет. Наряду с расцветом лирики успешно разви­вается жанр поэмы, воссоздающей действительность не только в переживаниях лирического героя, но и в эпических образах. Ге­роика борьбы нашла свое воплощение и в возрожденном в эти годы поэтическом жанре баллады с ее драматически напряжен­ным сюжетом, чеканным стихом, накалом страстей (баллады Н. Тихонова, А. Твардовского, И. Сельвинского, П. Антоколь­ского, С. Гудзенко, К. Симонова и других). Широкое распростра­нение получают массовые патриотические песни.

Величие Советской Родины и любовь к ней, вдохновляющая и направляющая роль Коммунистической партии, подвиги патриотов, воспитанных в духе коммунистической морали, дружбы народов, ненависть к фашизму, радость одержанной победы — все, что вол­новало советских людей, находило образное отражение в поэзии. Но, несмотря на разность тем и мотивов, в поэтическом творче­стве военных лет, объединенном патриотическим пафосом, отчет­ливо вырисовывается и занимает центральное место тема любимой Родины:

  • Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
  • Не дом городской, где я празднично жил,
  • А эти проселки, что дедами пройдены,
  • С простыми крестами их русских могил.

И, как бы перекликаясь с этими проникновенными стихами Симонова, обращенными к товарищу по оружию — Алексею Сур­кову, звучали поэтические строки Рыленкова:

  • Когда говорили мне в детстве: «Россия»,
  • Я знал — это все, чем дышу, где расту:
  • Крыльцо расписное и ставни резные,
  • Под окнами ярый шиповник в цвету...

В поэзии военных лет с новой силой зазвучала идея мораль­но-политического единства советского народа, тесно сплотивше­гося вокруг Коммунистической партии.

Многие поэты обращаются в эти годы к образу В. И. Ленина, подчеркивая, что в Отечественной войне мы защищаем великие завоевания Октября, продолжаем и развиваем славные револю­ционные традиции. Советских людей в их борьбе с врагом осеняет знамя великого Ленина — эта мысль нашла свое поэтическое выра­жение в ряде стихов военной поры. В «Стихах о ленинградских большевиках» (сентябрь 1941 г.) О. Берггольц связывает военную современность с замечательным революционным прошлым города Лепина:

  • В этом имени — осенний Смольный,
  • Балтика, «Аврора», Петроград.
  • Это имя той железной воли, о которой гимном говорят.

В этом имени бессмертен Ленин и прославлен город на века, город, воспринявший облик, гневный ленинградского большевика.

С. Щипачев рассказывает о памятнике Ленина в оккупирован­ном гитлеровцами городке: фашисты бессильны уничтожить образ Ленина, и в этом символ непобедимости ленинских дел, ленинских идей (стихотворение «Ленин», август 1941 г.). Этой же теме были посвящены написанные позднее «Баллада о ленинизме» И. Сельвинского и «Баллада о памятнике» С. Маршака. С. Щипачев создает поэму «Домик в Шушенском», посвященную В. И. Ленину (1944).

В поэзии военного времени с особой силой звучала тема вели­кого братства народов нашего многонационального государства.

Тема дружбы народов проходит красной нитью в творчестве писателей всех наций Советского Союза.

Грузинский поэт Георгий Леонидзе в стихотворении «Брат­ство народов» писал:

  • Сколько друзей меня окружает!
  • Всюду поэт страны возрожденной
  • Братьев родных и сестер встречает,
  • Опору находит в семье миллионной.

(Перевод В. Орлова)

Во многих произведениях военных лет хорошо выражена мысль, что советский человек любой национальности чувствует себя в Советском Союзе, как в родной семье. Узбекский поэт Гафур Гулям в поэме «Ты не сирота» писал, что дети любой со­ветской национальности (а в узбекских семьях были приняты ты­сячи детей, потерявших своих родителей во время отхода части населения с Украины, из Белоруссии в период наступления фа­шистов) найдут в Узбекистане приют и ласку, потому что «бе­режет их детство большая страна».

Примером глубокого раскрытия темы братства народов яв­ляется поэма азербайджанского поэта Мамеда Рагима «Над Ле­нинградом», рассказывающая о боевой дружбе уроженца Баку летчика Гусейнбала и русского летчика Алексея. Пафосом любви к Родине, верой в ее счастливое будущее дышит вся поэма.

Чувство глубокой любви к русскому народу, признание его исторических заслуг перед всем человечеством нашли выражение в произведениях поэтов всех братских республик.

Много поэтических произведений писателей братских литера­тур было посвящено героической обороне Ленинграда, а также советской столицы Москвы. Широкую известность получило «По­слание» Джамбула защитникам Ленинграда осенью 1941 г. В пе­реводе М. Тарловского переданное по радио в Ленинград «Посла­ние» Джамбула было напечатано крупными буквами на плакатах и вывешено в окнах магазинов по всему городу. Оно начиналось словами:

  • Ленинградцы, дети мои!
  • Ленинградцы, гордость моя!
  • Мне в струе степного ручья
  • Виден отблеск невской струи.

Участник обороны Ленинграда Вс. Вишневский рассказывал, какое впечатление произвело на ленинградцев «Послание» Джам­була: «Без слез и чувства радостного волнения не могли мы читать это послание. Мы ощутили, что это письмо так же ценно, как подход сильного резерва. Народ Казахстана слал нам свой брат­ский привет, любовь и дружбу, и мы шли в бой, удвоив силы».

Ленинград предстал в советской литературе в годы Отече­ственной войны в качестве могучей силы, связывающей воедино все советские национальности. Так же и к Москве, к сердцу Ро­дины, были обращены думы поэтов со всех концов страны: «Бес­смертное сердце страны! Владычица мыслей Москва!» — воскли­цал Джамбул в песне, сложенной в октябре 1941 г., когда сраже­ние развертывалось на подступах к столице. В своей песне-поэме Джамбул раскрывает значение Москвы в жизни Родины и тру­дящихся всего мира: «Мы знаем, что значит Москва: для мира маяк Москва». Каждый народ выражал через произведения своих поэтов гордость за свое участие в защите Советской Родины.

Правдивость и художественная сила советской поэзии военной поры обусловлена тем, что интересы, идеи, чувства, самая судьба писателей и их героев были неотделимы друг от друга.

В лирике А. Суркова нашло отчетливое выражение это духов­ное родство писателя с бойцами, его умение передать все движе­ния «солдатской души». Уже 22 июня 1941 г. А. Сурков создает «Песню смелых» — образец патриотической поэзии, мобилизую­щей на борьбу с врагом:

  • Ринулись ввысь самолеты,
  • Двинулся танковый строй,
  • С песней пехотные роты
  • Вышли за Родину в бой.
  • Песня — крылатая птица
  • Смелых скликает в поход.
  • Смелого пуля боится,
  • Смелого шгык не берет.

И, подтверждая слово делом, поэт, имевший право сказать о себе — «на четвертой войне с восемнадцати лет я солдатскую лямку тяну», прошел всю Отечественную войну в рядах действую­щей армии. Он стал страстным и правдивым выразителем дум и чувств бойца-фронтовика. Стихи-песни А. Суркова ярко публици­стичны, и постоянные обращения поэта к героям своих произве­дений, к читателю-воину полны сердечной задушевности и муже­ственной силы. Солдат, «окопный поэт», перенесший все испыта­ния войны вместе с народом, защищающий родную землю, — та­ков лирический герой стихотворений Суркова.

В ряде стихотворений и песен, ставших народными, встает об­раз «работящего русского человека», для которого война — тяж­кий, каждодневный, смертельно опасный труд. Герой А. Суркова — из массы тех, кто, может быть, «всю жизнь не отдыхал, все косил, и сеял, и пахал...» В годы Советской власти этот труженик стал хозяином своей земли, своего труда. И когда фашистские разбойники напали на страну, он не мог отдать врагу ни пролет «кружевного моста», сваренного его искусными руками, ни гран­диозную электростанцию, которой гордился весь народ как вопло­щением своей мечты.

В переживаниях сапера, взрывающего мост, поэт раскрывает особое чувство, отличающее человека труда, человека-созидателя, — «отцовское страданье мастеров», вынужденных военными обстоя­тельствами разрушать то, что создано многомиллионным коллек­тивом строителей социализма («Современники», «Гвардейцы идут в атаку» и др.).

Поэзия А. Суркова была близка и дорога народу-воину своим оптимистическим пафосом. Многие крылатые строки его стихов бойцы заучивали наизусть. В стихотворении «Предчувствие вес­ны» (1942) поэт образно передал столь характерное для мировоз­зрения советских патриотов ясное видение грядущего торжества идеалов гуманизма, ради которого идет смертный бой:

  • Пусть с тишиной наши судьбы в разладе,—
  • Мы не хотим под ярмом одичать.
  • Ради цветенья и радости ради
  • Мы заставляем железо кричать.
  • Пусть наше время жестоко и дико, —
  • Вытерпи! Землю ногтями не рви.
  • Мы для детей из железного крика
  • Выплавим светлую песню любви.

Умение выражать сокровенные мысли и переживания совет­ского человека характеризует лирику и другого выдающегося поэта — М. Исаковского. Длительная болезнь не позволила М. Исаковскому находиться в рядах действующей армии. Тем не менее его стихи воспринимались читателями как написанные непо­средственным участником боев. «Когда читаешь Ваши стихи, то кажется, что Вы сами солдатом прошли длинные фронтовые до­роги» — писали поэту бойцы и командиры. Исаковский создал ряд лирических стихотворений, баллад и песен, вызывавших горячий отклик на фронте и получивших массовое распростра­нение.

Первое стихотворение, с которым выступил М. Исаковский в дни войны, это его «Походная песня» (1941), и не один отряд самоотверженных комсомольцев, уходя на фронт, прощался с род­ными и друзьями словами этой песни. В горячем «Наказе сыну», написанном от лица солдатской матери, звучит требовательное, «слезами залитое слово» матери-родины, посылающей своих сыновей на патриотический подвиг.

В характерной для поэта сюжетной лирике нарисованы образы мужественных фронтовиков, партизан и наряду с этим — трагиче­ские картины народного горя, разрушения, возбуждавшие в бойцах жажду справедливого возмездия озверевшей банде фашистов («Мы шли...», «Старик», «Оттуда» и др.). Часто построенные в форме монолога, обращенного к читателю от лица самого участника собы­тий, эти стихотворения приобретали особую лирическую силу и убедительность.

Вдохновляли на борьбу и те лирические произведения М. Иса­ковского, в которых поэтизировалась полнокровная советская жизнь. Основный мотивом этих песен была характерная для поэта тема цветущей молодости, чистой любви, верности любимому или любимой. Эта личная тема органически перерастала в тему вер­ности Родине, тему патриотического подвига («В прифронтовом лесу», «Крутится, вертится...», «Огонек» и др.). Очень популярны были на фронте стихи-песни Исаковского довоенных лет: «Шел со службы пограничник...», «Провожанье», «И кто его знает...», «Ка­тюша» и др., рисующие с чуть лукавой, доброй улыбкой прекрас­ные образы нашей молодежи. С каждой новой песней все ярче выступала жизнеутверждающая тема лирики Исаковского, ее патриотическое содержание («Где ж вы, где ж вы, очи карие...», «Не тревожь ты себя...», «Услышь меня, хорошая...», «Снова за­мерло все до рассвета...» и др.). В песне М. Исаковского жизнь тор­жествовала над смертью, советская правда — над фашизмом, мир побеждал войну, — и чувство победы, все сильнее охватывавшее народ, поэт умел передать в ликующей песне о весне, о молодой любви.

Задушевность ясной лирической мелодии, теплый, жизнеутвер­ждающий юмор в частушке и лирике поэта, сюжетность и тонкий психологизм его песен, их народно-песенный ритм, точный и выра­зительный язык — все эти черты делали поэзию М. Исаковского подлинно народной и по содержанию и по форме.

Как боевой призыв прогремела по всей стране песня В. Лебедева-Кумача «Священная война» (1941):

  • Пусть ярость благородная
  • Вскипает, как волна, —
  • Идет война народная,
  • Священная война!

Положенная на музыку композитором А. В. Александровым, эта песня приобрела звучание военного гимна.

Воинский подвиг раскрывался поэтами как готовность перено­сить любые трудности, идти на любые лишения и жертвы во имя Родины, проявить железную стойкость. Знаменательно, что образ Победы во многих произведениях наделялся обычно такими чер­тами, которые свидетельствуют о долгой, трудной, кровопролит­ной борьбе, о великих испытаниях, перенесенных народом.

Победа ходит по путям войны В тяжелых пехотинских сапогах, — говорит А. Сурков («Пехотинец»).

В солдатской рваной, дымной плащ-палатке, кровавый пот не вытерла с лица, —

такова Победа в изображении О. Берггольц. Не легкая удача, не счастливая случайность, а тяжкий ратный труд, требующий вели­чайших усилий и повседневного упорства, — так раскрывается подвиг в стихотворении А. Твардовского «Сержант Василий Мы- сенков» (1941):

  • Да, все иначе на войне,
  • Чем думать мог любой,
  • И солью пота на спине
  • Проступит подвиг твой.

Но тяготы войны не сломили советского человека. В борьбе с врагом закалилась его душа, еще ярче раскрылась его личность. Вот почему поэты говорят о счастье жить в нашу эпоху.

Высокое, ответственное время Свое мы не уступим никому, — утверждает В. Инбер в стихотворении «Друзья мои! Сограждане!» (1941).


Главные Московские рубрики мгновенных объявлений на 495RU.ru

Если домашнее задание на тему: " Творчество поэтов всех поколений — от Д. Бедного и Н. Тихонова до поэтической молодежиШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.