Творчество Павла Николаевича Васильева



В творчестве Павла Николаевича Васильева (1910— 1937) проявились основные тенденции поэтического эпоса 30-х годов. Сосредоточив свое внимание на сложных про­цессах формирования новой личности, он создает летопись (десять поэм) о народных судьбах в революционную эпоху. Васильев — и это характерная черта поэтов 30-х годов — тяготел к созданию поэтического эпоса своей эпохи. Пото­му поэмы, созданные им, в определенной степени — ти­пическое явление. Обращаясь к поре коллективизации, П. Васильев рассказывает о жестокой классовой борьбе в деревне, о раскулачивании, о движении народных масс, преображенных революцией («Кулаки», «Синицын и К°», «Песня о гибели казачьего войска», 1930—1936). Поэт превосходно знал жизнь, быт, обычаи прииртышских и семиреченских казаков и ярко, по-кустодиевски сочно, коло­ритно, нарисовал картины этого края. Однако «местный колорит» не помешал поэту увидеть в народных образах черты русского национального характера: широту души, физическое и нравственное здоровье, удаль, молодечество. Васильев широко использовал народно-поэтические тради­ции, фольклорные образы, формы лирических народных песен, частушек со всеми свойственными им особенностями лексики и синтаксиса. Поэт по-настоящему захвачен, увле­чен земной красотой, полнотой земного бытия и передает это экспрессивно, ярко. Это и есть черты его творческой индивидуальности, оригинальной манеры художника. И это, несомненно, сильные стороны поэзии П. Васильева. О чем бы ни писал Васильев — о Турксибе («Турксиб»), о колхозах, появившихся в степи («Киргизия»), о новых городах («Павлодар»), он везде выступает прежде всего как поэт-гражданин, а не только как яркий бытописатель, певец не просто земных красот, земли, но нового мира, рожденного Октябрем, и нового героя. По яркости, соч­ности, буйству красок он близок А. Прокофьеву, так же как и по духу воплощения русского национального характера близок Твардовскому, Исаковскому, Про­кофьеву.

Однако современная поэту критика не поняла, не оценила должным образом яркую творческую индивиду­альность П. Васильева. Более того, его обвинили в «поэти­зации кулацкого быта». Объективности ради следует заме­тить, что иногда сочность и красочность зарисовок у поэта граничила с натуралистичностью. Ему не всегда удавалось художественно широко осмыслить драматические социаль­ные конфликты эпохи, воспроизвести обстановку классо­вой борьбы в деревне, но он по-своему сумел передать горячую атмосферу времени и человека, живущего в нем.

Упрощенный подход современной поэту критики выра­жался и в том, что Васильева упрекали в идеализации патриархального деревенского быта. В определенной мере так происходило потому, что, хотя кулаки, враги народа и нарисованы сатирически, гротескно, положительные ге­рои — бедняки, учительница — получились менее убеди­тельными художественно, бледнее, чем полнокровные и яр­кие образы представителей зажиточного казачества.

Поэмы «Синицын и К°», «Соляной бунт», «Песня о гибели казачьего войска» (в другой редакции — «Плач о гибели казацкого войска») при всех их недостатках глубоко правдивы в показе того, как постепенно, исподволь зрел социальный протест народных масс, революционизи­ровалось их сознание. Зарождение этого протеста, соци­альное расслоение сибирской деревни до революции, при­теснения «инородцев» и беднейших слоев казачества со стороны верхушки определяют содержание поэмы «Сини­цын и К°». О противоборстве старшинного казачества и бунтующих «низов» на соляных копях — поэма «Соля­ной бунт». О неизбежном конце старого, патриархального уклада жизни и рождении нового — лиро-эпическая «Пес­ня о гибели казачьего войска». Эти поэмы вместе создают своеобразную панораму до- и пореволюционной эпохи, помогают понять политическую, экономическую и социаль­но-психологическую закономерность революции. В широ­ком эпическом повествовании, многокрасочно, детально представляет поэт те силы, которые искони были враждеб­ны народу и обернутся контрреволюционной стихией.

Анализ враждебных революции сил, их психологии и поведения был новым словом в поэзии 30-х годов, и в этом несомненная заслуга П. Васильева, развивавшего и обогащавшего гуманистические традиции русской клас­сической и советской поэзии, ее внимание к народным судьбам. В поэмах и лирических стихах П. Васильеву удалось неповторимо, своеобразно передать бурную эпоху 30-х годов, напор, буйство энергии, человеческой силы энтузиастов, преобразователей.

Если домашнее задание на тему: " Творчество Павла Николаевича ВасильеваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.