Творчество Мирослава Ирчана



Редко кто из украинских советских писателей, принадлежащих к первому послеоктябрьскому поколению, был столь чуток к голосу вре­мени, как Мирослав Ирчан, который создал обширную галерею новых образов, нарисовал борцов за социали­стическое переустройство жизни, вывел на театральные подмостки героев, какие несли в себе характерные чер­ты грозовой нашей эпохи. В автобиографическом очерке «О себе» М. Ирчан писал: «В наши дни переустройства не только лишь народного хозяйства, но и всей жизни в целом нужны «пламенные» произведения, то есть та­кие, что вышли из-под горячей руки и отражают наши величественные будни». Актуальность литературы счи­тал Ирчан не столько положительным ее качеством, сколько первейшей необходимостью, важнейшим ее свой­ством, что и доказал на примере собственного творче­ства.

Мирослав Ирчан (Андрей Дмитриевич Бабюк) оста­вил значительное и многообразное художественное на­следие, произведения, исполненные пафоса революцион­ной борьбы. Таковы его повести и новеллы, очерки и стихи, хроники и пьесы, исторические исследования и пе­реводы. Среди незавершенных произведений находим и большие социальные романы из жизни рабочих Америки и Аргентины, произведения, где писатель вновь и вновь страстно подымает голос на защиту обездоленных тру­жеников, восстает против Капиталистической эксплуата­ции. Ирчан проявил себя как талантливый и многогран­ный художник, войдя в литературу со своей темой, осо­бым миром героев, со своею художнической палитрой.

Он один из зачинателей новой украинской революци­онной драматургии. Перу М. Ирчана принадлежат пье­сы — «Их боль», «Нежданный гость», «Бунтарь» («Сын революции»), «Безработные», «Двенадцать», «Семья щеточников» («Газы»), «Подпольная Галиция», «Яд» («Радий»), «Плацдарм», «Два ордена», «На полпути», комедия «Товарищество «Пшик», опубликованная под псевдонимом Иосафат Тихончук. Известно, что писатель работал и над рядом других произведений — «Золотые мешки», «Водоворот», «Америка».

Драматургическое творчество принесло писателю ши­рокую популярность, сделало известным во многих стра­нах. Лучшие его пьесы переводились на языки разных народов — на английский, немецкий, чешский, польский, болгарский, русский, белорусский, еврейский, а также ставились на родном языке на сценах театров Украины, Канады, Америки, Аргентины. Ставились ведущими советскими театрами, были любимейшими плесами само­деятельной сцены. Примечательно, что первые свои твор­ческие шаги Ирчан сделал именно на путях драматурги­ческих. В десятилетнем возрасте написан им драматиче­ский этюд «Староста», а позднее, во времена учения во Львове, — пьеса «Барчук», предназначавшаяся для по­становки в рабочем клубе.

Свою неукротимую страсть, свою тягу к театру Ирчан проявил не только в том, что постоянно — на всех этапах творческого пути — писал для сцены, но и непосредствен­но в своей театральной деятельности. Он был режиссе­ром драматического кружка в Виннипеге, вел курс ре­жиссуры в местной театральной студии и позднее издал свои лекции отдельной книгой — «Сцена». В ней, на основе собственной творческой практики, Ирчан обстоя­тельно разбирает законы и «тайны» театрального искус­ства — от самого существа творческого процесса и до наимельчайших деталей постановочной техники. Пере­водил Ирчан различные пьесы, в том числе с русского и немецкого языков, инсценировал «Джунгли» Эптона Синклера, повесть английского писателя-шахтера Д. Велша «Подземный мир», переработал «Тараса Бульбу» М. Старицкого, «Скупого» Мольера.

М. Ирчан работал над созданием актуального рево­люционного репертуара, писал предисловия к пьесам, руководства для постановщиков и актеров. Всю свою со­знательную творческую жизнь заботился о том, чтобы со сцены звучало правдивое и впечатляющее слово о жиз­ни трудового человека, о его борьбе за лучшее будущее, за то социальное и национальное раскрепощение людей, о котором мечтали целые поколения. Именно об этом и говорят как переводные, так и собственные, оригиналь­ные пьесы драматурга. За исключением первых его мело­драм, совсем не характерных для Ирчана, — «Их боль», «Нежданный гость», — пьесы драматурга неизменно по­священы раскрытию антагонистических противоречий буржуазного мира, отражению революционной борьбы могильщика капитализма — пролетариата, показу того, как могуче развертывается освободительное движение и в Галиции, порабощенной польской шляхтою, и в стране воинствующего империализма — в Америке. Если М. Ир­чан всей своей кипучей литературной и общественной деятельностью заслужил имя трубадура революции, то немалая заслуга в этом его драматургического творче­ства — остросоциального по своему содержанию, насту­пательного по духу, по его направленности.

Если домашнее задание на тему: " Творчество Мирослава ИрчанаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.