Творчество Л. Леонова в годы великой отечественной войны



В годы Великой Отечественной войны Леонид Леонов жил одной жизнью со своей страной. Его произведения — драма «Нашествие», повесть «Взятие Великошумска» — значительные достижения литературы военных лет.

Всенародное признание получила и публицистика Л. Леонова. Она не только отражала события войны, но и выражала стремление писателя проникнуть в историче­ский смысл происходящего, поставить Великую Отече­ственную войну в ряд самых значительных событий рус­ской истории.

Основной герой всей публицистики Л. Леонова — советский народ, народ-воин, народ-освободитель. Леонов гордится неслыханными героическими подвигами, свер­шенными в битве с фашизмом советским человеком.

Публицистика Л. Леонова отражала события войны с первого этапа до победоносного окончания. Первые статьи были опубликованы в период ожесточенных битв под Москвой, когда над столицей нависла грозная опас­ность. Писатель твердо верил в то, что «никогда Гитлер не увидит коленопреклоненной нашу Москву».

С позиций художника-гуманиста, борющегося за права человека, Л. Леонов разоблачает фашизм как самое страшное, чудовищное явление на земле.

В повести «Взятие Великошумска» (1944) Л. Леонов осмысляет наступление наших войск как результат объеди­ненных действий всего советского народа на фронте и в ты­лу. В основу повести положен жизненный материал, со­бранный писателем во время его пребывания на Первом Украинском фронте во время боев 1943—1944 годов.

В сюжете произведения Л. Леонова следует выделить два плана: описание руководства наступательной операцией танкового корпуса на Украине генерал-майором Литовченко и героический подвиг в тылу врага экипажа танка № 203.

Героизм экипажа машины № 203 символизирует под­виг всего советского народа в Великой Отечественной войне.

Командир гвардейского танкового корпуса генерал Литовченко показан как талантливый полководец, имя которого наводило панику во вражеском лагере. В образе генерала Литовченко автор раскрывает яркие черты не только полководца, но и философа, осмысляющего истори­ческий ход событий.

Подчеркивая морально-политическое единство борю­щегося народа, автор вкладывает определенный смысл в фамилию Литовченко, которую носят и прославленный генерал, и молоденький водитель, и семья колхозников из деревни, освобожденной Советской Армией. Этим автор подчеркивает, что в борьбе с фашистскими захватчиками советские люди выступают единой семьей: «Сейчас все эти люди принадлежали к одной семье Литовченко».

Значительный смысл приобретает в повести «кинжаль­ный рейд», совершенный танком № 203 в тылу врага. Каждый член экипажа — это ярко очерченный характер со своими индивидуальными особенностями, но всех их объ­единяет безграничная любовь к социалистической Родине, несокрушимая воля к победе.

Командир экипажа лейтенант Василий Собольков об­рисован в повести как скромный, отзывчивый человек, способный на подвиг и самопожертвование. Оригинален характер башнера Сергея Обрядина. Обрядин — человек широкой русской натуры, пламенно любящий свою Родину и свой народ и способный во имя этой любви на героиче­ский подвиг.

Обрядин, как и другие члены экипажа,— преданный боевой товарищ. Он не оставляет на поле битвы раненого Алешу Галышева, жертвует собой, чтобы извлечь из танка тело любимого командира Василия Соболькова.

В образе радиста экипажа Андрея Дыбка типизирова­на страстная сила народной ненависти к гитлеровским варварам.

Водитель Василий Литовченко — самый юный член экипажа. В армию он пришел добровольцем. Так же, как и Андрей Дыбок, Вася Литовченко ненавидит гитлеровцев. Находясь на фронте среди прославленного экипажа, он быстро становится стойким и отважным бойцом, гото­вым отдать свою жизнь за свободу и независимость Родины.

Целям обобщения служит также образ дороги, кото­рую неоднократно описывает автор. Вот дорога в при­фронтовой полосе, которая символизирует единство со­ветских людей, всенародную помощь тыла фронту: «Их сразу захватил деловитый поток фронтовой магистрали. Здесь ехало все, чтоб, растворясь в ничто, превратиться в победу… Все это тысячеименное богатство страны пре­вращалось как бы в густую и вязкую жидкость, невидимое сердце проталкивало ее в узкую и гибкую артерию военной дороги…»

Совсем по-другому выглядит дорога, по которой воз­вращаются жители в родные места, освобожденные Совет­ской Армией. Ее можно назвать дорогой безмерного чело­веческого горя. Здесь и дети «с робкими и заискивающими улыбками», и матери с «отвисшими вдоль тела руками», и тощие коровы со «скорбными библейскими глазами», волочащие ветхие телеги с убогим скарбом, и древние старушки, возвращающиеся к родным могилам.

«Дорогой смерти» называет автор дорогу во вражеском тылу, по которой двигалось иезуитское снаряжение фаши­стов: «Сама смерть двигалась по шоссе, всякая — в бидо­нах, ящиках, тюбиках, цистернах, добротная смерть, про­веренная в государственных лабораториях, смерть жид­кая, твердая и газообразная, смерть, что кочевала по нашим землям в душегубках».

По своему идейному содержанию повесть Леонова близка его публицистическим статьям, его военным пьесам «Нашествие» и «Ленушка».

Если домашнее задание на тему: " Творчество Л. Леонова в годы великой отечественной войныШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.