Творчество Ивана Кочерги



Немало украинских советских драматургов начинало свой творческий путь в дореволюционное время. Среди них Иван Антонович Кочер­га — юрист по образованию, ревизор контрольной пала­ты — по служебному положению. Долгие годы соединял он скромную чиновную должность с литературной дея­тельностью, которая поначалу носила скорее любитель­ский, чем профессиональный характер. Правда, пьесы мало еще кому известного провинциального автора уже и тогда обрели жизнь на сцене, а некоторые из них, как, например, несколько фривольный водевиль «Девушка с мышкой», прорывались даже на столичные сцены Петрограда, а также Москвы, Киева и других крупных городов тогдашней Российской империи.

На родине писателя, в Житомире, эта открыто развле­кательная пьеса Кочерги (под фамилией Кочергина) была показана летом 1915 года, в самый разгар первой мировой войны. Посетители Хорошанского летнего са­да — а это были в большинстве своем обыватели — охот­но смотрели игривое творение своего земляка. Комедия, кажется, была даже экранизирована.

С большим или меньшим успехом пробовали свои силы в драматургии и другие тогдашние украинские пи­сатели. Но заметного следа они не оставили, их произ­ведения забыты. Лишь немногим — и среди них И. Ко­черге — суждено было пересечь Рубикон эпохи, занять почетное место в строю тех, кто создавал новую, совет­скую культуру.

Этот переход не был молниеносным. Приходилось коренным образом пересматривать не только творче­ское вооружение, но и свои жизненные позиции. Сразу осознать происходящие бурные исторические перемены было нелегко, особенно человеку, который в силу объек­тивных и субъективных причин больше углублялся в кни­ги, чем обращался к жизненным истокам, чаще перели­стывал страницы летописей и старинных грамот, чем хро­ники злободневных событий, и смотрел на мир глазами романтика, мечтателя. Нельзя забывать, что Кочерга немало времени затратил на овладение премудростями классической юриспруденции, на изучение средневеко­вого права, древней истории, что, естественно, наложило отпечаток и на его творчество, обусловило «исторический уклон» писателя.

Но время брало свое, жизнь властно вторгалась в ду­ховный мир художника. И если сравнивать такие про­изведения И. Кочерги, как, скажем, дореволюционную драму «Песня в бокале» и послереволюционную комедию «Фея горького миндаля» (1925), то нетрудно заметить у писателя серьезные идейные сдвиги, обусловленные но­вой революционной действительностью. В последнем про­изведении значительно яснее и четче позиция автора. В исторических сюжетах он начинает искать мотивы, созвучные современности. Только на народной основе произрастает все истинно великое и прекрасное — гово­рит своей пьесой драматург.

Пьеса «Изгнанник Вагнер» — об участии великого немецкого композитора в революции 1848 года — также была написана не без воздействия революционных собы­тий 1917 года, о чем говорит и дата создания пьесы (1919—1921).

С движением времени народная основа пьес И. Ко­черги все укрепляется. Об этом свидетельствует первая же реалистическая драма писателя «Алмазный жернов» (1927).

Если домашнее задание на тему: " Творчество Ивана КочергиШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.