Творчество Федина в 20-е годы



В 1921 году Федин вошел в литературную группу «Серапионовы братья», которая оказала определенное влияние на его прозу. Однако с самого начала для Федина были неприемлемы призывы к аполитичности творчества, которой грешили отдельные члены и руководи­тели этой литературной группы. Творчество самого Федина отличалось четкой, недвусмысленной общественной пози­цией. Это качество характеризовало его первый сборник рассказов «Пустырь» (1923). Писатель обратился в нем к темам, волновавшим в 20-е годы многих советских писа­телей,— к теме крестьянства (рассказы «Сад» и «Старший комендор») и к теме интеллигенции («Рассказ об одном утре» и «Конец мира»). Центральное произведение — по­весть «Анна Тимофеевна» (о судьбе женщины в дореволю­ционной России) написана Фединым в традициях Достоев­ского и Горького. Гуманистический пафос повести отталки­вается от идей жертвенности, смирения, сострадания, от религии. Произведение утверждает активный, действен­ный, «требовательный» гуманизм.

Над романом «Города и годы» К. Федин работал в 1922—1924 годах. Уже в этом первом своем романе писа­тель стремится изображать жизнь людей в годы револю­ционных и военных потрясений, полагая, что именно в необычных, экстремальных обстоятельствах человече­ские характеры раскрываются полнее и глубже всего.

В романе изображается сложное и трагическое вре­мя — 1914—1922 годы. Действие развертывается в Герма­нии и России, в тылу и на фронте, в чопорной мещанской гостиной и в военном госпитале. Федин своеобразно ис­пользует особенности художественного времени. На пер­вых же страницах романа рисуется трагическая картина. Главный герой произведения — интеллигент, «человек без профессии» Андрей Старцов пал от руки своего лучшего друга, художника Курта Вана. Это убийство произошло в 1922 году. Сознательно нарушив естественную хроноло­гию событий, Федин использует тот же прием, что и Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?»: развязка событий перенесена в начало повествования. Тем самым все последующее изложение предстает как своеобразное исследование обстоятельств, приведших к трагедии.

Что же за человек главный герой романа? В 1914 году в Германии Андрей Старцов предстает перед читателем личностью весьма симпатичной. Он молод, добр, восторжен. Но жизнь складывается для него неблагоприятно: после начала империалистической войны Старцов остается в Германии в качестве гражданского пленного. Здесь выявляется его умение ориентироваться в сложной обста­новке, принципиальность, ум. Ему отвратительны жесто­кость, шовинизм, мещанская ограниченность. «Надо было задуматься над тем, как мы устроили мир»,— считает Старцов.

В немецких обывателях периода первой империалисти­ческой войны типа фрау Урбах или маркграфа Конрада Шенау Федин сумел разглядеть и показать предшествен­ников фашизма. На таком фоне Старцов выглядит осо­бенно привлекательно. Однако с ходом времени в его характере выявляются качества, которые позволяют Феди- ну определенно заявить, что Андрей — не герой. Дело не в том, что Старцову не удалось бежать из Германии, а в его оценке этой неудачи. Он надламывается, им овладевает безразличие. Внутренняя дряблость Старцова обнаружи­вается и в отношениях с Мари Урбах.

Но вот война окончилась, и Андрей возвращается на родину. Он с сочувствием принимает революцию, активно включается в новую, советскую жизнь. Однако его аб­страктный гуманизм мешает правильной оценке происхо­дящих событий. Он выступает против всякого насилия, всякого зла. Много лет спустя Федин заметил о Старцове: «Отвращение и ужас, внушенные войной, помешали ему отделить отталкивающий смысл мировой войны от нового и совершенно иного содержания гражданской войны в Рос­сии».

В романе «Города и годы» хорошо показано, как абстрактная справедливость, надежда на вечные «христи­анские» добродетели в конце концов приводят человека к катастрофе, к подлости и предательству.

Старцов пожалел Шенау. Компромисс с собственной совестью окончился печально. В конечном счете именно Старцов оказывается виноват в трагической гибели Федо­ра Лепендина, повешенного Шенау.

Этой раздвоенности, мягкотелости, ложному гуманизму Старцова в романе противостоит позиция Курта Вана.

Центральной проблемой советской литературы 20-х го­дов была проблема положительного героя. И недаром оживленная читательская полемика разгорелась, когда появились «Железный поток» А. Серафимовича с Кожу­хом, «Чапаев» Фурманова, «Разгром» А. Фадеева с Левинсоном и многие другие произведения.

Курт Ван не может претендовать на место в ряду положительных героев, созданных советской литературой. Он успешно преодолевает ложнопатриотические убежде­ния, владевшие им в начале империалистической войны, и в романе выступает человеком целеустремленным, преданным революции, волевым. Но уж слишком мало места и внимания уделяет Федин этому своему герою: он появляется лишь в нескольких эпизодах.

В литературной жизни 20-х годов широкое хождение имел термин «кожаные куртки». Им обозначали героев- большевиков, которые изображались людьми, громадного роста и физической силы, железной воли, беспредельной преданности своей идее, но, увы, совершенно лишенными обыкновенных человеческих чувств. Федин, обозначая тот же тип, употребляет другой термин — «румкорфовы ка­тушки». Вот и у Курта Вана естественные движения человеческой души загнаны вглубь, подавлены. Он «высо­кий, прямой, негнущийся». Его поступки продуманны и рас­четливы. Несмотря на достоинства этого героя, его рацио­налистическая жесткость не вызывает к нему симпатии.

Еще менее развернуты в романе образы коммунистов Покисена и Голосова. Однако свое художественное зада­ние все они выполняют — их Мораль, их убеждения, целе­устремленность подчеркивают, выявляют несостоятель­ность Андрея Старцова.

Если домашнее задание на тему: " Творчество Федина в 20-е годыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.