Творчество Есенина после Октября



Для Есенина принимать или не принимать револю­цию — вопроса не было. По собственному признанию поэта, «в годы революции был всецело на стороне Октяб­ря, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном...»

Не сразу Есенин определил свое место в новой жизни и нашел свой голос в поэзии.

В первых послеоктябрьских произведениях, таких, как «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Преображение», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик» и других, трудно найти реальные отзвуки бурной эпохи. В них зачастую встречаются мифологиче­ские образы и отзвуки библейских легенд. В небольшой поэме «Инония» Есенин отразил свою мечту о сказочно прекрасной жизни крестьянства, своеобразном рае, кото­рый должен наступить сразу после революции.

Есенин старался понять и осмыслить происходящие события. В 1918 году к торжественному открытию мемори­альной доски на Кремлевской стене он пишет революци­онную «Кантату».

  • Спите, любимые братья,
  • Снова родная земля
  • Неколебимые рати
  • Движет под стены Кремля...
  • Солнце златою печатью
  • Стражем стоит у ворот...
  • Спите, любимые братья,
  • Мимо вас движется ратью
  • К зорям вселенским народ.

В послеоктябрьский период продолжает совершенство­ваться мастерство Есенина-лирика. Как и в раннем творче­стве, его лирические стихи говорят о страстной влюбленно­сти в Родину, ее природу. Для передачи этих чувств поэт находит новые слова и новые поэтические образы. Родной край уже не отличается кротостью и богомольным смире­нием — Русь вздыблена происшедшими событиями и" трудно теперь найти прежний отчий дом:

  • Где ты, где ты, отчий дом,
  • Гревший спину под бугром?
  • Синий, синий мой цветок,
  • Неприхоженный песок...
  • Этот дождик с сонмом стрел
  • В тучах дом мой завертел,
  • Синий подкосил цветок,
  • Золотой примял песок.

Осенняя грусть овладевает поэтом, грустью дышит и природа, оттеняя его чувства и переживания:

  • О пашни, пашни, пашни,
  • Коломенская грусть,
  • На сердце день вчерашний,
  • А в сердце светит Русь.

Но грусть — не постоянное чувство поэта. Его не покидает вера в счастье, способность влюбленно и изум­ленно восхищаться красотой родной природы:

  • Я по первому снегу бреду,
  • В сердце ландыши вспыхнувших сил.
  • Вечер синею свечкой звезду
  • Над дорогой моей засветил.

Счастье героя неотделимо от судьбы Родины, России:

  • О верю, верю, счастье есть!
  • Еще и солнце не погасло...
  • Звени, звени, златая Русь,
  • Волнуйся неуемный ветер!
  • Блажен, кто радостью отметил
  • Твою пастушескую грусть,
  • Звени, звени, златая Русь.

В трудные годы гражданской войны, когда страна истекала кровью в битвах с интервенцией, контрреволю­цией, переживала холод и голод, Есенину иногда кажется, что железная дисциплина военного коммунизма разрушает патриархальные устои русской деревни. В поэме «Сорокауст» (1920) Есенин изобразил своеобразное соревнование паровоза и красногривого жеребенка:

  • Видели ли вы,
  • Как бежит по степям,
  • В туманах озерных кроясь,
  • Железной ноздрей храпя,
  • На лапах чугунных поезд?

Полны грусти и безнадежности слова, обращенные к неудачному сопернику паровоза:

  • Милый, милый, смешной дуралей,
  • Но куда он, куда он гонится?
  • Неужели он не знает, что живых коней
  • Победила стальная конница?

Образ тонконогого красногривого жеребенка имеет особый смысл в этой небольшой поэме. Он символизирует прошлое русской деревни, которое отступает перед новой действительностью. Есенин глубоко осмыслял в своем творчестве образ родной крестьянской Руси с ее вековы­ми традициями прошлого. Иногда поэту кажется, что он «последний поэт деревни» и что «скоро, скоро часы дере­вянные прохрипят мой двенадцатый час».

Есенин обращается к философской лирике, размышля­ет о быстротекущей жизни:

  • По-осеннему кычет сова
  • Над раздольем дорожной рани.
  • Облетает моя голова,
  • Куст волос золотистых вянет.

О поисках путей осмысления революционной нови очень верно скажет впоследствии сам С. Есенин: «Боль­шое видится на расстоянье».

В начале 20-х годов поэт примыкает к имажинистам, которые были эстетами и представителями формалистиче­ского искусства.

Конечно, великий талант Есенина сразу же выделил его из имажинистов. Безусловно, имажинисты оказали некото­рое влияние на поэта, и это влияние было отнюдь не положительным. Отрицательное влияние имажинизма ска­залось в таких произведениях, как «Исповедь хулигана», «Кобыльи корабли». Но и в них Есенин сохраняет гума­низм и любовь ко всему живому на земле:

Буду петь, буду петь, буду петь! Не обижу ни козы, ни зайца. Если можно о чем скорбеть, Значит, можно чему улыбаться.

Есенин противопоставляет себя пустым и бездушным людям, которые порой окружали его:

  • Я нарочно иду нечесаным,
  • С головой, как керосиновая лампа на плечах.
  • Ваших душ безлиственную осень
  • Мне нравится в потемках освещать.

Есенин в который раз пишет о своей страстной любви к Родине:

  • Я люблю родину,
  • Я очень люблю родину!

С болью пишет Есенин о тоске по родному дому в де­ревне, о том, что дом этот «без меня ссутулится» и что «на московских изогнутых улицах умереть, знать, судил мне бог» («Да! Теперь решено...», 1922).

Новым этапом творчества Есенина была драматиче­ская поэма «Пугачев» (1921). Стремление разобраться в настоящем, понять его заставило поэта обратиться к бурной эпохе XVIII века, Пугачевскому восстанию. Над созданием поэмы Есенин работал напряженно: изучал исторические источники, художественные произведения о Пугачеве, в том числе и народные песни, побывал в оренбургских степях, где развертывалось Пугачевское восстание. В поэме Есенин сумел вскрыть его социальные истоки. Сторож на реке Яике рассказывает Пугачеву о тяжелом положении народа, задавленного крепостным строем:

  • Нашу рыбу, соль и рынок,
  • Чем сей край богат и рьян,
  • Отдала Екатерина
  • Под надзор своих дворян...
  • Всех связали, всех вневолили,
  • С голоду хоть жри железо.

Один из самых близких сообщников Пугачева в поэ­ме — Хлопуша. Есенин до некоторой степени снижает его образ. Хлопуша называет себя «волком», «бродягой», «жу­ликом», «убийцей», «готовым человеческое мясо грызть». В то же самое время он обладает трезвым умом и талантом полководца. Хлопуша предлагает план взятия Оренбурга, использовав для этого рабочих, которые за Сакмарой «для помещиков пушки льют», и советует: «Только надо сейчас же, не откладывая, всех крестьян в том краю взбунтовать».

В поэме Есенин осуждает собственнические инстинкты Творогова, Бурнова и других сообщников Пугачева, кто, спасая свою жизнь, рассуждая, что «живем мы только раз», решает предать Пугачева в руки властей. Они наде­ются, что «башка Емельянова» — «челн» для них, «пото­нувших в дикой реке».

Есенин относится к Пугачевскому движению с позиций послереволюционной действительности, с самого начала понимая его историческую обреченность.

В поэме Есенин не дает правильной оценки Пуга­чевского движения с марксистско-ленинских методоло­гических позиций, но обращение поэта к истории, народ­ному движению было положительной стороной творчества этих лет.

Большое значение для творческой эволюции Есенина имело его путешествие в Европу и Америку в 1922— 1923 годах. За границей Есенин еще острее почувствовал, насколько закономерна была революция в России, увидел, какую злобу она вызывала в буржуазном мире Европы и Америки. Есенин понял, что мир, в котором царствует один бог — доллар, далек от литературы и искусства. В письмах из-за границы он подчеркивал наличие там двух миров, двух образов жизни. С одной стороны, мир господ­ствующих слоев, а с другой — мир тружеников, которые угнетены и раздавлены властью денег и господствующими в мире владетелями богатств, создаваемых руками рабоче­го класса. Очерк Есенина «Железный Миргород», посвя­щенный Нью-Йорку, уже в самом названии содержит оценку этого города как царства мещанства и обывательщины.

Возвращение из-за границы заставило Есенина по- новому, пристальней вглядеться в жизнь своей страны, понять закономерность ухода в прошлое избяной, патри­архальной Руси, необходимость индустриализации и пре­образований, которые стали неотъемлемой частью жизни Родины. Есенин отходит от имажинистов, совершает по­ездку на Кавказ, в Баку, упорно работает, создавая новые произведения.

1923—1925 годы были годами творческой зрелости поэта. Есенин публикует подлинные шедевры поэзии тех лет — «Песнь о великом походе», «Балладу о двадцати шести», «Поэму о 36», «Русь советскую», поэму «Анна Онегина», обращаясь к образу Ленина, пишет стихи «Капитан земли» и работает над поэмой «Гуляй-поле».

В эти же годы он создает лирический цикл «Персидские напевы» и много других удивительных по содержанию и совершенных по форме лирических стихотворений.

Драматическая поэма «Пугачев» подготовила Есенина к созданию произведений историко-революционного цик­ла, таких, как «Песнь о великом походе». Написанная в духе сказа, с использованием произведений народного творчества, «Песнь...» посвящена описанию исторических событий начиная с эпохи Петра, которая осмысляется Есениным как эпоха исторического взрыва, приведшего к изменению жизни в России.

События революции, гражданской войны соотносятся поэтом с важнейшими событиями русской истории. Граж­данская война осмысляется как борьба народа с бе­логвардейцами и интервентами за советскую власть, кото­рая народу «очень нравится».

«Песнь о великом походе» отражает героический под­виг народа, разгромившего на полях гражданской войны тех, кто выступил против революции, против молодой Советской Республики. Если «Песнь...» — это гимн на­роду, победившему врагов в годы гражданской войны, то «Поэма о 36» — это обращение к героям, шедшим на каторгу и ссылку во имя революции еще задолго до ее наступления.

Революционное движение в России осмысляется поэтом как массовое. Многие отдали жизнь в этой борьбе, поэтому путь на север, к каторге и ссылке, усеян могилами тех, кто поднялся за народ.

Если в «Поэме о 36» действуют безымянные герои, то «Баллада о двадцати шести» отражает подвиг двадцати шести бакинских комиссаров, расстрелянных интервен­тами.

Подвиг бакинских комиссаров Есенин связывает с дея­тельностью Ленина, с борьбой всех народов страны в годы революции и гражданской войны.

Всем содержанием баллады Есенин утверждает бес­смертие бакинских комиссаров. Повторяя слова: «Их моги­лы песком не занесть», он передает общую боль и слагает песнь об их героическом подвиге во имя счастья народов страны.

К образу Ленина Есенин обращался неоднократно. Лениниану Есенина роднит с произведениями Горького и Маяковского стремление отобразить многогранную дея­тельность Ильича.

Смерть В. И. Ленина потрясла С. Есенина, как и всех его современников. Он задумал написать поэму о нем — «Гуляй-поле», но поэму не закончил, а написал ее часть, которую назвал «Ленин».

Есенин употребляет художественный принцип контра­ста, показывая, что Ленин — это «суровый гений», кото­рый привлекал сердца не внешними качествами:

  • ...Он меня
  • Влечет не по своей фигуре.
  • Он не садился на коня
  • И не летел навстречу буре.
  • С плеча голов он не рубил,
  • Не обращал в побег пехоту.
  • Одно в убийстве он любил —
  • Перепелиную охоту.

Ленин пришел в жизнь России именно тогда, когда требовала история, когда была «монархия! Зловещий смрад!», когда аристократы продали власть «промышлен­никам и банкирам». Именно Ленин нашел выход и повел народ к «истокам новым», призвав:

  • Чтоб кончить муки,
  • Берите все в рабочьи руки.
  • Для вас спасенья больше нет —
  • Как ваша власть и ваш Совет.

И Горький, и Маяковский писали о бессмертии Ленина, о том, что живы наследники, которые продолжат его дела. Эту мысль проводит и Есенин, утверждая, что «те, кого оставил он», пойдут по начертанному им пути.

Близко по идейному содержанию отрывку из поэмы «Гуляй-поле» стихотворение «Капитан земли». В самом заглавии поэт подчеркивает мировой характер деятельно­сти Ленина.

Поэт счастлив тем, что «...сумрачной порою одними чувствами я с ним дышал и жил».

1924—1925 годы отличаются в творчестве Есенина соединением эпического охвата действительности с глубо­ким лирическим проникновением в жизнь и человеческие отношения. Вершиной творчества поэта явилась поэма «Анна Снегина». Поэма представляет до некоторой степе­ни итоговое произведение, в котором Есенин отразил свои выстраданные мысли о жизни народа, о революции, свои философские раздумья о жизни человека на земле и, нако­нец, свое поистине святое отношение к первой любви, которая открывает перед человеком новые миры и хра­нится в сердце всю жизнь.

Действие поэмы начинается со времени февральской революции и заканчивается рассказом о событиях граж­данской войны.

Главная тема произведения — Октябрь и деревня. На­ряду с судьбой деревни большое место в поэме занимает повествование о судьбе самого рассказчика. Он был участником мировой войны и воспринял ее как трагическое народное бедствие:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Война противоестественна человеческой жизни, и Есе­нин осуждает ее с философских позиций, считая пре­красной землю и человека; война же уничтожает это
прекрасное:

  • И сколько с войной несчастных
  • Уродов теперь и калек!
  • И сколько зарыто в ямах,
  • И сколько зароют еще!

События февральской революции всколыхнули деревню. Мужиков волнует вопрос:

  • Отойдут ли крестьянам
  • Без выкупа пашни господ?

Крестьянство показано неоднородной массой. Есенин выделяет наиболее характерные образы крестьян, сознание которых разбужено революцией. Таков Прон Оглоблин. Он обеспокоен не своим личным житьем, а думой о жителях деревни. После февральской революции Прон возглавляет шествие крестьян к помещице Снегиной с просьбой, чтобы она отдала землю. Вместе с крестьянами Прон думает о Ленине и радуется событиям Октября, которые считает «великим счастьем». Он понимает, что революция открыла широкие жизненные перспективы:

  • Настал ожидаемый час!
  • Приветствую с новой властью!
  • Без всякого выкупа с лета
  • Мы пашни берем и леса.
  • В России теперь Советы
  • И Ленин — старшой комиссар.
  • Теперь уже крестьяне не просили землю у Снегиной —
  • Весь хутор забрали в волость
  • С хозяйками и со скотом.

В лице Прона Оглоблина Есенин создал образ нового человека деревни, рожденного революцией, который смысл жизни видит в борьбе за народные блага. После Октября он восторженно восклицает:

  • Я первый сейчас же коммуну
  • Устрою в своем селе.

Прон Оглоблин предваряет образы Макара Нагульнова и Андрея Разметнова («Поднятая целина» М. Шолохова), а также героев современных произведений — «На Иртыше», «Комиссия» С. Залыгина, «Сибирь» Г. Маркова, «Вечный зов» А. Иванова.

Контрастен образу Прона образ его брата Лабути. «Хвальбишка и дьявольский трус», он сначала хвалится своими мнимыми подвигами во время русско-японской войны, а во время гражданской войны, когда был рас­стрелян Прон, «Лабутя в солому залез», но это не мешает ему утверждать, что за храбрость надо было ему но­сить «красный орден». Запоминается и «отвратительный малый», готовый содрать с приезжего человека три шку­ры за подвоз в Радово потому лишь, что «сегодня плохая рожь».

Рассказчик осмысляет жизнь деревни, потрясенной событиями революции и гражданской войны. К нему с лю­бовью, по-отечески относятся крестьяне:

  • Ты — свойский, мужицкий, наш,
  • Бахвалишься славой не очень
  • И сердце свое не продашь.

Он способен и на большие человеческие чувства. Думая о своей юности, он вспоминает и свою первую любовь:

  • Когда-то у той вон калитки
  • Мне было шестнадцать лет
  • И девушка в белой накидке
  • Сказала мне ласково: «Нет!»

Пережив гибель мужа на войне, деревенские неуряди­цы, Анна эмигрировала в Англию. И через долгие годы в письме она признается в том, что ее не оставляют мечты о родине, мечты об ушедшей юности:

  • Я часто хожу на пристань
  • И, то ли на радость, то ль в страх,
  • Гляжу средь судов все пристальней
  • На красный советский флаг.

И если в начале рассказа о «девушке в белой накидке», которая ласково сказала «нет», говорится о неразделенной любви, в конце поэмы утверждается, что это прекрасное чувство было небезответным:

  • Мы все в эти годы любили,
  • Но, значит, Любили и нас.

Среди стихотворений Есенина, созданных в 20-е годы, выделяются стихи о Родине: «Русь советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная». Поэт стремится осмыс­лить судьбу Родины послеоктябрьских лет, пишет о герои­ческих страницах гражданской войны, когда легендар­ными стали битва за Перекоп и рейды конницы Буденного, пишет о том, как в мирные дни «крестьянский комсомол» поет «агитки Бедного Демьяна», пишет о беспризорных детях.

Стихотворение «Русь советская» заканчивается стро­ками, которые утверждают связь творчества поэта с новой Россией:

  • Но и тогда, Когда по всей планете
  • Пройдет вражда племен,
  • Исчезнет ложь и грусть,—
  • Я буду воспевать
  • Всем существом в поэте
  • Шестую часть земли
  • С названьем кратким «Русь».

Многие стихотворения Есенина представляют поэтиче­ский, взволнованный и искренний рассказ о своей жизни, о близких, о судьбе и неизбежном расставании с милой землей: «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо сестре», «Письмо деду», «Мой путь», «Собаке Качалова» и другие. Они свидетельствуют о неразрывной связи поэта с родными и близкими, дышат теплотой сыновней любви и преданности, сожалением об ушедшей молодости, о том, что не всегда он оправдывал надежды тех, кто был ему дорог и мил.

Широкой известностью пользуется его «Письмо к мате­ри», которое стало народной песней. «Письмо деду» свиде­тельствует о любви поэта к родине, к деду, у которого он жил в детстве. Недавно Есенин писал о состязании тонко­ногого жеребенка с паровозом, а в этом стихотворении, убеждая деда сесть в поезд, он слагает гимн паровозу: «Ах, что за лошадь, что за лошадь — паровоз». И далее:

  • И ты, старик,
  • Когда-нибудь поймешь,
  • Что даже лучшую
  • Впрягая в сани лошадь,
  • В далекий край
  • Лишь кости привезешь.

Стихотворение «Письмо к женщине» — взволнованный рассказ о времени, когда все кипело в стране. Обращаясь к любимой, поэт объясняет свое состояние в те годы гран­диозными событиями на родине:

  • Не знали вы, Что я в сплошном дыму,
  • В развороченном бурей быте
  • С того и мучаюсь, что не пойму —
  • Куда несет нас рок событий.

Поэт философски объясняет происходящее:

  • Лицом к лицу
  • Лица не увидать.
  • Большое видится на расстоянье.
  • Когда кипит морская гладь,
  • Корабль в плачевном состоянье.

Есенин утверждает: «Теперь в советской стороне я са­мый яростный попутчик».

Эти стихотворения свидетельствуют о том, что поэт включается в новую жизнь и верит, что он сумеет сказать свое слово о современности. Эта мысль характерна для стихотворения «Мой путь». Оно перекликается со вступле­нием в поэму «Во весь голос» В. Маяковского, где поэт тоже рассказывает «о времени и о себе». Есенин, как и Ма­яковский, пишет: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою».

Поэт полон веры в то, «чтоб озорливая душа уже позрелому запела». Он надеется, что «иная жизнь села меня наполнит новой силой».

1924—1925 годы — период творческого взлета Есени­на. Они были так же для него плодотворны, как болдинская осень для Пушкина. За это время Есенин создал большое количество произведений разных жанров: поэмы, баллады, стихотворения. Лирические стихотворения этих лет отличаются философской глубиной, искренностью. В них отчетливо звучат мотивы любви к Родине, к природе и размышления о быстротекущей жизни, о своем скором «уходе». В то же время Есенин далек от пессимизма — он благословляет жизнь и выражает веру в ее вечное движе­ние, говорит о бесконечной любви к людям, «что живут со мною на земле».

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» Есенин заключает: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть». Поэт надеется, что в буду­щем его песни вспомнят новые поколения: «И, песне внемля в тишине, любимая с другим любимым, быть мо­жет, вспомнит обо мне как о цветке неповторимом».

В последний период творчества Есенин по-прежнему выражает чувство огромной любви к местам, где он ро­дился, где прошло его детство. Он пишет о том, что «милый край» изменился, изменились жизнь и сознание людей. Великие революционные идеи проникают в сознание наро­да: «И вот сестра разводит, раскрыв, как библию, пузатый «Капитал», О Марксе, Энгельсе...» («Возвращение на родину»). Все, что связано с началом жизни, с родными и близкими, становится близким и дорогим для поэта. Обращаясь к сестре в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде...», поэт утверждает:

  • Ты мне пой. Ведь моя отрада —
  • Что вовек я любил не один
  • И калитку осеннего сада,
  • И опавшие листья рябин...

Есенин часто использует прием психологического па­раллелизма — картины природы оттеняют человеческие чувства и переживания:

  • Плачет метель, как цыганская скрипка.
  • Милая девушка, злая улыбка,
  • Я ль не робею от синего взгляда?
  • Много мне нужно и много не надо.

В лирических стихотворениях, в описании природы у Есенина чувствуется тесная связь с народной поэзией, особенно с песней. Поэтому многие стихи Есенина положе­ны на музыку, поются в народе («Клен ты мой, опавший...», «Слышишь — мчатся сани...», «Над окошком — месяц, под окошком — ветер...», «Не жалею, не зову, не пла­чу...»).

Мастерство и зрелость Есенина связаны с его преклоне­нием перед русской и мировой классикой, с его стремлени­ем следовать классическим образцам в своей поэзии. Его любимым поэтом становится Пушкин, волнует восточная лирика. Поэт мечтает о поездке в Персию. К ней он тща­тельно готовится — не только читает классиков Востока Саади, Фирдоуси, но и создает цикл «Персидские мотивы», который был новаторским в развитии русской советской поэзии 20-х годов. Этот цикл свидетельствует об умении поэта овладеть образцами восточной лирики, сохранив самобытность советского русского поэта.

Отдавая должное Востоку — красоте девушек, чайным розам, которые тихо «бегут по полям», чайхане и чайхан­щику, который угощает чаем, жизнь и нравы этой далекой страны поэт оценивает, руководствуясь новыми взглядами раскрепощенной, советской России:

  • Мы в России девушек весенних
  • На цепи не держим, как собак,
  • Поцелуям учимся без денег,
  • Без кинжальных хитростей и драк.

Он пишет о том, что ему не нравится, что персияне «держат женщин и дев под чадрой», поэтому так проникно­венно звучат его слова, обращенные к персиянке:

  • Дорогая, с чадрой не дружись,
  • Заучи эту заповедь вкратце,
  • Ведь и так коротка наша жизнь,
  • Мало счастьем дано любоваться.

В то же время в этих стихотворениях ярко выражены идеи патриотизма. Поэт никогда не забывает, что он сын Родины и своего народа. Он замечает, что в России он «известный, признанный поэт» и что у него «в душе звенит тальянка».

В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» поэт вспоминает «рязанские раздолья», которые для него краси­вее, чем Шираз, «волнистую рожь при луне»; он готов «рассказать... поле», с которым у него кровная связь, ибо:

  • Эти волосы взял я у ржи,
  • Если хочешь, на палец вяжи —
  • Я нисколько не чувствую боли.
  • Я готов рассказать тебе поле.
  • Про волнистую рожь при луне
  • По кудрям ты могла догадаться.

Вспоминает поэт и о девушке на севере, которая, «может, думает обо мне». В цикле много философских размышлений о любви, жизни, человеческих чувствах. Часто слова поэта о любви звучат афористично:

  • О любви в словах не говорят,
  • О любви вздыхают лишь украдкой,
  • Да глаза, как яхонты, горят.
  • От любви не требуют поруки,
  • С нею знают радость и беду.

Будучи русским поэтом, Есенин никогда не замыкался в национальные рамки. Он преклонялся перед образцами классической и мировой поэзии, отдал дань своего искрен­него уважения другим народам. Во время пребывания на Кавказе — в Баку, Грузии — Есенин воспел эти края, их народ, поэзию:

  • Здесь Пушкин в чувственном огне
  • Слагал душой своей опальной:
  • «Не пой, красавица, при мне
  • Ты песен Грузии печальной».
  • И Лермонтов, тоску леча,
  • Нам рассказал про Азамата,
  • Как он за лошадь Казбича
  • Давал сестру заместо злата.
  • И Грибоедов здесь зарыт,
  • Как наша дань персидской хмари,
  • В подножии большой горы
  • Он спит под плач зурны и тари.

Пишет он и о поэтах-современниках, делится своими творческими планами, мечтает, чтобы Кавказ научил его русский стих «кизиловым струиться соком».

В стихотворении «Прощай, Баку...» (1925) говорится о дружбе, о восхищении этим чудесным краем, где «волны Каспия, и балаханский май», и все это звучит «как песня простая».

В Баку и Грузии Есенин обрел друзей, познакомился с поэтами этих краев, создал много произведений, отлича­ющихся глубокими художественными достоинствами и вы­соким идейным содержанием.

20-е годы были для С. Есенина временем напряженных творческих исканий, непревзойденных свершений, слож­ных, противоречивых отношений с действительностью.

Он побывал в Европе и Америке. Эти поездки вызвали в сознании поэта целый комплекс чувств и впечатлений, заставили многое переосмыслить и многое понять. За океаном воочию он увидел капитализм, бесправие простых людей, духовную нищету тех, в чьих руках была сосредото­чена власть и капиталы. И если раньше Есенина не удов­летворяла жизнь московской богемы, то теперь он стре­мится «из кошмарной Европы» обратно в Россию.

В письмах из-за границы Есенин отчетливо противопо­ставляет жизнь в странах капитала жизни в Советской России. Поэт ясно видит целесообразность революци­онных преобразований в родной стране и признается, что теперь он разлюбил «нищую Россию». Но хотя после загра­ничных путешествий наблюдается охлаждение патриар­хальных чувств поэта, он еще не совсем ясно определил свое место в изменяющемся мире. Поистине трагическая напряженность чувствуется в стихах цикла «Москва кабацкая».

Эти стихотворения трагичны. Поэт сомневается в своей полезности народу. Подобные мотивы присутствуют и в поэме «Черный человек».

Поэма полна глубоких размышлений. В ней Есенин уничтожает «черного человека» вместе с его книгой об истории жизни «скандального поэта». Но, уничтожив «чер­ного человека», поэт пишет о своем одиночестве: «Я один... и разбитое зеркало».

«В «Черном человеке» выражена не безысходность и не беззащитность Есенина перед темными силами, как это часто утверждается в литературе, а осознанное и твердое желание покончить с ними» И хотя в литературоведении часто называли «Черного человека» поэмой кризиса и от­чаяния, именно здесь намечается отход от кабацкой лири­ки, именно здесь утверждается желание разорвать гнету­щие путы бесшабашной и разгульной жизни. В поэме резко выражено отрицательное отношение к «черному человеку», который для поэта «прескверный гость».

В «Черном человеке» есть и жестокая ирония по отношению к самому себе, к тому периоду, когда «в одном селе, может в Калуге, а может в Рязани, жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами».

Муки совести персонифицируются в образе «черного человека», который не должен больше терзать сердце поэта. Он существует только в сознании поэта как некий необычный кошмар, который уничтожает синеющий рас­свет. И несмотря на нотки пессимизма, поэт выражает веру в свое освобождение от «черного человека».

И действительно, 20-е годы — годы горения великого таланта Есенина, когда он создал свои поистине великие произведения.

1925 год был плодотворным годом для поэта. Он многое написал в этот год, готовил к изданию собрание произведе­ний. Но заболел, попал в Москве в больницу. Его терзают тяжелые мысли, надоедают непрошеные друзья. В конце 1925 года поэт уезжает из Москвы в Ленинград, надеясь освободиться от всего, что его тяготило. Но ему не стало легче. Огромное перенапряжение в творческой работе, неустроенность в личной жизни толкнули его на самоубий­ство.

Есенин проделал сложную эволюцию. «Последний поэт деревни», он сложил гимн тем преобразованиям, которые стали возможны лишь после революции:

  • Мне теперь по душе иное...
  • И в чахоточном свете луны
  • Через каменное и стальное
  • Вижу мощь я родной стороны.
  • Я не знаю, что будет со мною...
  • Может, в новую жизнь не гожусь,
  • Но и все же хочу я стальною
  • Видеть бедную, нищую Русь.
  • Полевая Россия! Довольно
  • Волочиться сохой по полям!
  • Нищету твою видеть больно
  • И березам и тополям.

Неуютная жидкая лунность..., 1925

Есенин прожил всего 30 лет, но он создал подлинные шедевры русской советской поэзии, выразил тревожные раздумья современника о настоящем и будущем Родины. Сила его творчества не только в том, что оно отразило настоящее, но и в том, что оно было устремлено в будущее. Он передал веру в человека, воспел красоту родной приро­ды, призывал любить все живое на земле.

Творческое наследие Есенина поражает своей художе­ственной силой, глубиной и многогранностью. Его поэзия получила восторженную оценку таких выдающихся пред­ставителей литературы, как М. Горький, А. Толстой, А. Серафимович, Л. Леонов. Горький отмечал, что Есенин «своеобразный, талантливый и законченный русский поэт» и что это не столько человек, сколько «орган, созданный природой исключительно для поэзии».

Стихи Есенина отличаются глубокой проникновенно­стью, философичностью и той искренней сердечностью, которая сближает человеческий мир с природой, со всеми, кто живет на земле.

Расцвет творчества Есенина падает на 20-е годы, когда происходило становление литературы нового времени на началах социалистической идейности и реализма.

Послеоктябрьская поэзия Есенина по своему содержа­нию и идейной устремленности перекликалась с поэзией П. Тычины, М. Рыльского, В. Сосюры, П. Яшвилй, Г. Леонидзе, С. Вургуна, А. Токомбаева и других.

Поэзия Есенина получила международное признание. Уже в 20—30-е годы его произведения переводились на многие иностранные языки: английский, немецкий, фран­цузский, итальянский, болгарский, чешский, польский, финский. Особенно популярна поэзия Есенина была в сла­вянских странах — Болгарии, Польше, Чехословакии.

Поэзия С. Есенина давно перешагнула национальные рамки и стала достоянием всей советской многонациональ­ной поэзии. Его народность, близость к устному поэтиче­скому творчеству, стремление проникнуть в глубину со­вершившихся событий, пламенная любовь к своему наро­ду, сыном которого он себя всегда чувствовал, необыкно­венная лиричность и поэтичность всего созданного оказали воздействие на многих советских поэтов.

Традиции С. Есенина видны в творчестве поэтов Сред­ней Азии и Казахстана. Гафур Гулям писал: «Очень русский поэт, Сергей Есенин сделался родным и для нас, узбеков. И если Есенин тянулся к Востоку, то сейчас поэты советского Востока тянутся к нему, черпают в его поэзии то, что им органично близко».

Огромное воздействие оказал Есенин и на поэзию прибалтийских республик. Ю. Марцинкявичюс говорил: «Есенин — чудо поэзии. И как о великом чуде, о нем труд­но говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить».

Отношение к С. Есенину представителей многонацио­нальной советской поэзии хорошо выразил Павло Тычина: «Прошли годы, но и сейчас не угасла притягательная сила есенинского слова. А сила эта не только лирическая».

Наследие Есенина принадлежит русскому народу и всем братским народам нашей страны. Его поэзия всегда юная, страстная, живая, зовущая, никогда не увядающая.

Если домашнее задание на тему: " Творчество Есенина после ОктябряШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.