Творчество Е. Евтушенко



Е. Евтушенко — поэт открытых эмоций, решительно и определенно заявляющий о своих симпатиях и анти­патиях. Быстрый отклик на текущие события — харак­терная черта не только многих его стихотворений, но и произведений крупной лиро-эпической формы.

Поездки за рубеж в 60-е годы дали Е. Евтушенко богатый материал (сб. «Взмах руки», 1962). Стремясь как можно более впечатляюще раскрыть сущность уви­денного, поэт сознательно заостряет сюжет и конфликт, чтобы затем саркастически едко завершить финальную строку. Публицист по складу дарования, Е. Евтушенко и в последующие годы вновь и вновь обращается к за­рубежным темам (стихи о героической борьбе вьетнам­ского народа, о трагедии Чили). В 1968 г. он заверша­ет поэму «Под кожей статуи Свободы». Составленная из самостоятельных глав-стихотворений, перемежае­мых прозаическими фрагментами, поэма воспринимает­ся как острое публицистическое обвинение стране, где политические убийства стали нормой, где «серость ду­шит усердно, / серость душит двулично / все попытки — не серым / быть хотя бы частично». А сама статуя Свободы, как символ Америки (куда на экскурсию «...прут лабазник из Техаса... / Дельцы, туристы, шлю­хи, клерки...»), оказывается внутри пустой. Завершает­ся поэма призывом от лица Джона Рида к истинным хозяевам Америки, к народу, взорвать «рабства явного гнет / или гнет лжесвободы!».

Наряду с публицистикой определенное место в твор­честве Е. Евтушенко занимает любовная лирика. Не­определенность эмоций начальных стихов о любви, пер­вые, еще неглубокие переживания постепенно уступают место более зрелому пониманию внутреннего мира че­ловека. Возникает тревога за любовь, страх обидеть, потерять любимую женщину («Когда взошло твое ли­цо», «Заклинание» и др.).

Евтушенко широко использует ассонансную рифму, которая стала определять стиль поэта в целом. Тради­ционная форма стиха с его устойчивой метрической системой тоже представлена в творчестве поэта. В этом ключе создан ряд стихотворений («Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе» и др.), ставших известными песнями.

В середине 60-х годов поэт все чаще декларирует свою приверженность к усвоению наследия русской классики, традиций Пушкина и Некрасова («Все к Не­красову тянет, к Некрасову, ну, а он — / Глубоко, глу­боко...»). Об этом и «Молитва перед поэмой» из «Брат­ской ГЭС» (1963—1965), явившейся итогом раздумий Е. Евтушенко после поездок на Север и в Сибирь.

Поэма состоит из отдельных, подчас слабо связан­ных разделов, посвященных крупным историческим со­бытиям, личностям, участникам революции, судьбам современников. Сквозная тема поэмы — трудовой под­виг народа, пронесшего через всю свою многострадаль­ную историю неугасимую веру в силу духа и свое высо­кое предназначение. Символом этой веры выступает образ Братской ГЭС. Ей противостоят по контрасту египетские пирамиды, как бы олицетворяющие застаре­лые, пороки мира: угнетение, стяжательство, подлость. Недостатки поэмы — структурная нечеткость, компози­ционные просчеты и др.— очевидны, но критика отме­чала и ее немаловажные достоинства — публицистиче­ский пафос, зрелость гражданственной мысли.

Обращение к истории одного из старейших учебных заведений страны (поэма «Казанский университет», 1969—1970) помогло поэту соединить прошлое с совре­менностью, выявить те корни, которые питали русскую революционную мысль и растили борцов с самодержа­вием («...как в Братской ГЭС, / Россия мне раскры­лась / в тебе, Казанский университет»). Тема револю­ционных традиций, связи истории с современностью, проблема личности художника (стихотворение «Умира­ющий Блок») получили воплощение также в сборнике стихотворений «В полный рост» (1977), куда вошли три поэмы: «В полный рост», «Просека», «Ивановские ситцы».

Если домашнее задание на тему: " Творчество Е. ЕвтушенкоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.