Творческий путь Николая Асеева



Для него, так же как для В. Маяковского, не существовало вопроса «принимать или не принимать революцию». В годы гражданской войны поэт периодически печатал­ся на страницах большевистских газет во Владивосто­ке, а с 1922 г., вернувшись в Москву, целиком посвятил себя литературному творчеству. Освоение поэтом новой действительности шло сложными путями. Находясь в начале 20-х годов под влиянием теоретических посту­латов лефовцев, Асеев пишет «Антигениальную поэму» (1930), пафос которой направлен против личности, героя-индивидуума в поэзии. Поверхностно трактован­ный принцип разговора от лица масс привел к форма­листическим стихам («Через мир — шаг», 1923). Не меньший вред принесла поэту и «теория» о подмене живой личности машиной («Стальной соловей», 1922). Но в это, же самое время Асеев создает «Марш Буденного» (1923), посвященный герою гражданской войны.

Во второй половине 20-х годов можно выявить ряд особенностей в творчестве поэта: более глубокое освоение современности — главный и основной мо­мент, насыщение поэзии психологическими и соци­альными мотивами, стремление к раскрытию внут­реннего мира современника (поэма «Свердловская буря», 1925; «Пять стихотворений», 1927; и др.). В поэме «Семен Проскаков» (1927—1928), посвя­щенной памяти героев гражданской войны, поэт со­здал средствами эпического искусства не только за­поминающийся образ погибшего на войне народного героя, но и благодаря авторским лирическим раз­мышлениям — обобщенно-публицистический образ эпохи в целом. Интересны произведения Асеева, по­священные деятелям науки и искусства («Чернышев­ский», 1929) или историческим событиям («Синие гуса­ры», 1926).

Серьезным шагом на пути углубленного проникно­вения во внутренний мир героя ознаменованы и творче­ские достижения Эдуарда Багрицкого. Трагична участь украинского крестьянина Опанаса («Дума про Опанаса», 1926), не сумевшего в годы гражданской войны определить свое место среди борющихся лагерей. Поэт сочувствует мужицкому сыну, который не хочет «ма­хать» винтовкой и стремится к мирному труду хлебо­пашца; но законы классовой борьбы суровы: тот, кто нарушил их, вынужден платить кровью, а то и жизнью. Опанас, не желая служить ни красным, ни белым, попадает в банду Махно, откуда и начинается его путь в бездну: по приказу атамана черной анархистской армии он расстреливает большевистского комиссара. В финале, оказавшись в плену у бойцов Котовского, Опанас добровольно признается в своих заблуждениях, но уже поздно. В силу вступают непреложные законы жизни.

В центре поэмы Багрицкого — судьба отдельной личности как выражение большой и трудной народной судьбы. Обращение к индивидуальному персонажу не умаляло социально-исторического звучания произведе­ния, но придавало ему особые краски, неповторимый колорит действительности.

Особое внимание поэзии 20-х годов к проблеме русского национального характера в эпоху войн и рево­люций так же естественно, как и неразрывно связан­ный с этим живой интерес поэтов к переломным мо­ментам в истории страны (стихотворения и поэмы, посвященные Петровской эпохе, декабристам, 1905 го­ду), к народно-освободительным движениям (образы Степана Разина и Емельяна Пугачева в поэмах В. Хлебникова, С. Есенина, В. Каменского). Так про­слеживались преемственные связи людей мятежного и свободолюбивого духа с теми, кто нынче творил революцию.

Если домашнее задание на тему: " Творческий путь Николая АсееваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.