Творческий путь Ивана Микитенко



Расцвет творчества украинского драматурга Ивана Микитенко приходится на период развернутого наступления социализма по всему фронту, на годы индустриализации и коллективизации сельского хозяйства нашей страны. Его прославленная пьеса «Диктатура» появилась в 1929 году, в год вели­кого перелома, в дни, когда трактор революции распа­хивал вековые межи единоличного хозяйства, когда с ис­торической арены уходил последний эксплуататорский класс — кулачество, когда по всей стране подымались могучие леса новостроек, шло социалистическое преобра­зование всей нашей жизни. Пьеса в авторской ремар­ке к ней указывалось: «Действие происходит в Советской Украине в 1929 г.» — написана по горячим следам исто­рии, рисует события того же года, а это не столь уж часто бывает в художественной литературе.

Ко времени создания «Диктатуры» советская драма­тургия накопила уже немалый опыт изображения после­революционной деревенской действительности. На эту тему, еще в двадцатых годах, были созданы яркие, вол­нующие спектакли. Достаточно вспомнить «Виринею». Сейфуллиной, где кроме главной героини представал образ сельского передовика, бойца за новое устройство жизни — Павла Суслова. Это один из первых положи­тельных героев советской драматургии.

Немало пьес о социалистическом переобразовании страны написано было и на Украине. В них преимуще­ственно изображалась борьба бедняцкой части села против кулацких козней и происков, было показано, как и в каких реальных условиях происходило становление нового, социалистического уклада на селе. Как много усилий, тяжкого труда приходилось затрачивать больше­викам для преодоления вековечных бытовых пережитков и обычаев, связанных с частновладельческой психологией, с двойственностью самой социальной природы еди­ноличного крестьянства.

Крестьянская тема преобладала в творчестве И. Микитенко, особенно в ранний период его литературной деятельности, в частности — в первых же драматургиче­ских опытах: «Некогда и теперь» (1925), «В борьбе» (1926). Этой же теме посвящена и ранняя четырехактная пьеса драматурга «Иду», которая во многом перекли­кается с драмой Н. Кулиша «Коммуна в степях». В этих двух произведениях рассказывается о том, как кулачье пытается сорвать начинания первых запевал артельного хозяйствования на земле. Стремясь подорвать, расша­тать молодую коммуну, кулацкие вожаки в противовес ей провокационно организуют ложные сельскохозяй­ственные коллективы и переманивают в свои «хуторские товарищества» наиболее отсталых из среды коммуна­ров. У Кулиша это делает озлобленный, остервенелый богатей Вишневой, а у Микитенко — такой же осатане­лый, но более опытный и коварный враг — Федько Сту­па. И тот и другой ведут подрывную деятельность, ста­новятся поджигателями. Совпадения заметны даже в сюжетных деталях, в частности — в обстоятельствах за­крепления земельной площади за коммунарами. В обеих пьесах кулачество осуществляет свои махинации через сообщников из районных земотделов.

Земля является тут объектом непримиримой классо­вой борьбы. Если кулак Федько Ступа считает, что толь­ко крепким «хозяевам» должна принадлежать земля («Мы со своим хозяйством, со своей культурой земли, со своими урожаями идейно впереди всех»), то совсем по- другому думает страстный поборник коммуны Юхим Загата: «Теперь на этой земле одна сила — коммуна! Новая жизнь на земле от нее пойдет и больше ни от кого. И только она может крикнуть, как полновластный хо­зяин: «Земля, иду!»

Пьеса «Иду» напоминает произведения Н. Кулиша не только своим содержанием, но и формой, приемами ху­дожественного изображения, особенно характером диа­логов, ремарок — весьма детализированных, красочных, выразительных. Каждая из них — это по сути разверну­тое повествование. Ремарки не только дают представле­ние о месте и времени действия, о внутреннем состоянии героев, но и выражают драматический пафос событий. Как известно, М. Кулиш в своих пьесах редко где пере­числяет действующих лиц, и драматургическое движе­ние развертывается у него в форме своеобразного рас­сказа. Так же написан и пролог к пьесе И. Микитенко «Иду» (хотя, по правде говоря, он довольно надуман и вряд ли здесь к месту). Замысел драматурга достаточно прозрачен: рисуя картины далекого прошлого — пещер­ного века, первобытных времен, показывая, в каких сложных и напряженных условиях происходил переход от мотыги к плугу, автор тем самым подчеркивает, что и переход хлеборобов к артельной форме хозяйствования на земле является столь же выдающимся историческим событием. Однако это явно надуманная аналогия.

«Иду» заставляет обратиться и к следующей пьесе драматурга — «Диктатура», которая принесла И. Мики­тенко известность, прочно утвердила его в украинской драматургии. Пьеса «Иду» и содержанием своим, и по­строением является как бы художественным эмбрионом будущей драмы «Диктатура». Это проявляется не толь­ко в основном трагедийном пафосе обеих пьес, в цен­тральном их конфликте, социальной природе противо­борствующих сил, но и в ряде тождественных ситуаций, эпизодов. Вспомним хотя бы о борьбе коммунаров за честного, но нестойкого сельского интеллигента — агро­нома Родиона Кручу. Разве ситуация эта не напоминает подобную же в пьесе «Диктатура» — борьбу Дударя и его единомышленников за политическое прозрение Пет­ра Малоштана и Антона Ромашки? Напоминает. Даже в подробностях, деталях. Герой пьесы «Иду» Чижик го­ворит о Родионе Круче, что «у него кризис». Но ведь и одна из ключевых сцен «Диктатуры», в которой раскры­ваются душевные борения Малоштана, так и названа — «Кризис в сердце». Юхим Загата заверяет коммунаров, что им поможет городской пролетариат. А в «Диктату­ре» это уже наглядно показано в образе представителя судостроительного завода котельщика Григория Дударя. Кулацкий атаман Федько Ступа — студент-недоучка. Та­ков же выступающий в «Диктатуре» велеречивый кулац­кий последыш Гусак. Сцена кулацкого разгула в пьесе «Иду» напоминает кулацкую свадьбу в «Диктатуре».

О чем же это свидетельствует? Конечно, о том, что автор, ощущая слабость и наивность первой своей много­актной пьесы, решил показать классовую борьбу на селе более глубоко и более масштабно.

Если домашнее задание на тему: " Творческий путь Ивана МикитенкоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.