Творческие успехи Влади­мира Соколова



Когда в 1965 г. появилось стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя родина», кажется, слово было найдено — «тихая лирика». Но это было более чем слово, ибо за ним прочитывалось целое направление нашей поэзии, идущее по сравнению с «эстрадой» иной дорогой, громкость заменившее глубиной. Крупнейшие представители его (Н. Рубцов, А. Прасолов, В. Соко­лов, Ю. Кузнецов, А. Жигулин, Н. Тряпкин и др.) отстаивали свои эстетические и нравственные принципы и делали это совсем не так, как было присуще, скажем, Е. Евтушенко или А. Вознесенскому. Если последние преимущественно отмечали, фиксировали в обострен­ной форме некоторые противоречия и сложности эпохи, то В. Соколов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов стремились постичь их природу и сущность, запечатлеть процессы, совершавшиеся в человеческой душе.

Перед ними стояли те же проблемы, что и перед создателями высокой прозы: углубление историзма; новаторское воплощение ведущих тем — Великая Оте­чественная война, судьбы деревни, проблема «человек и окружающая среда»; более полное и совершенное проникновение во внутренний мир современника.

Вступивший в литературу в конце 40-х годов Влади­мир Соколов стал известен читателю во второй полови­не 60-х годов. Негромкий, чуждый ораторского пафоса голос В. Соколова воплощал новые тенденции нашей поэзии того периода.

Поэт не сразу находит неповторимую манеру пись­ма, стилевую интонацию. Но есть в лирике В. Соколова свое, главное — понимание окружающей природы с ее бесконечной изменчивостью и красотой как чуда, до­ставшегося современнику; сам человек — с его страстя­ми и помыслами. По возрасту не попавший на фронт, В. Соколов выразил чувства подростка, остро пере­жившего войну; отсюда особый драматизм ощущений в стихотворениях «Дорога», «Мужская школа», «Нет школ никаких…».

Увиденное на гигантских стройках Казахстана и Си­бири воплотилось поэтом в мысли о быстротечном вре­мени, об испытаниях, которые человек должен «обяза­тельно выдержать, / Обязательно с честью» («Ровесни­ку»). Поэт уверен, что если тревоги мира не находят отклика в твоем сердце, если ты успокоился и притих, то время «Без горечи и сожаленья / Само потеряет тебя».

Причастность лирического героя В. Соколова волне­ниям современного мира нашла воплощение в стихотворении с парадоксальным началом «Как бы мне оторваться от жизни, чтобы жить как беспечные слизни…», в поэме «Чужое письмо». Резкая отповедь безоблачному мещанину звучит в строках стихотворе­ния «Не уважаю неревнивых…» (1963).

Поэзии Соколова свойственны особая чистота и сдержанность в проявлении чувств. Это касается и его любовной лирики. Даже отчаянию поэт не позво­ляет громко выявить себя.

  • Я все тебе отдал. И тело
  • И душу — до крайнего дня.
  • Послушай, куда же ты дела,
  • Куда же ты дела меня?

(«Нет сил никаких улыбаться…»)

Такая же целомудренная сдержанность и в стихах о родной земле («Хотел бы я долгие годы…», «Вешние дали», «Звезда полей» и др.):

  • Звезда полей! Как искорки на сини!
  • Она зайдет? Тогда зайти звезде моей. (…)
  • Подруга, мать, земля, ты тленью не подвластна.
  • Не плачь, что я молчу: взрастила, так прости.
  • Нам не нужны слова, когда настолько ясно
  • Все, что друг другу мы должны произнести.

Для В. Соколова природа — источник прекрасного на земле. Красота повсюду, сумей лишь чутким сердцем заметить, уловить не поддающееся объяснению, «То увидеть, чему научиться / Невозможно», «И в смирен­ную строчку / Неожиданность запечатлеть» («Ночной дождь», «Пейзаж с дорогой», «Моление о разлуке» и др.). Именно у природы поэт берет все, воссоздавая узоры, распознавая чутким слухом звуки, ощущая тон­чайшие запахи:

  • Чтоб из распахнутой страницы,
  • Как из открытого окна,
  • Раздался свет, запели птицы,
  • Дохнула жизни глубина.

Эмоционально и трепетно передает В. Соколов раз­личные состояния погоды, платя ей заслуженную дань за то богатство переживаний и чувств, которыми она столь щедро одарила поэта. Зима, метель, снег — любимые образы лирики художника — проходят через все его творчество, способствуя созданию иллюзии ска­зочно прекрасного мира с его неразгаданными тайнами и неожиданностями.

Большое поэтическое дарование В. Соколова восхо­дит к русской классической поэзии, к традициям М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Фета, А. Блока. Стремление постичь меняющийся характер обществен­но-нравственных отношений и в то же время желание раскрыть нечто коренное и устойчивое в натуре совре­менника — такова творческая позиция В. Соколова. Именно поэтому наряду с динамикой века более всего поэта привлекает то, что определяет основной смысл и содержание сущего, что так далеко от маеты и «суто­локи столетья». Поэт стремится аналитической мыслью объять противоречивую диалектику взаимосвязей ново­го и старого, рационального и эмоционального, долга и чувства, показать борения противоречий как то не­изменное и вечное, что определяет основную константу в поведении каждого, кто остро и тонко переживает («Метаморфозы», «Время», «Пишу поэму…»). Перед лицом быстротекущей действительности В. Соколов умеет разглядеть то, что сообщает крепость, непреходя­щую ценность поэтической строке. Особенно это замет­но в «Пятигорских стихах», навеянных размышлениями о Лермонтове:

  • И торжественно обрадован —
  • Все, чем рад, с чего печален,
  • Я, как на духу, выкладывал,
  • Хоть не знал исповедален.
  • И застенчивость несносная
  • Истончалась, льдинка точно,
  • И смыв’алось все наносное,
  • Оставалась только почва.

В. Соколов всегда верен своему эстетическому идеа­лу. В «старые» темы он привносит свое видение, пони­мание, свой художественный мир. Лирический герой поэта — человек, переживший горечь, страдания, поте­ри, но никогда не поддающийся соблазнам «легкой» жизни, несущий в себе глубокую человечность, благо­родство и чистоту помыслов.

Если домашнее задание на тему: " Творческие успехи Влади­мира СоколоваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.