Творческие шаги А. Толстого в 20-е годы



Творческая индивидуальность Толстого начала скла­дываться еще до 1917 года. Писатель завоевывает все­российскую известность своими рассказами, повестями и романами об умирании дворянских гнезд — «Чудаки» (1911), «Хромой барин» (1912) и др.

Однако подлинный расцвет таланта А. Н. Толстого приходится уже на советское время. Писатель утверждал: «Октябрьская революция как художнику дала мне все». Но его путь к признанию правды победившего народа был трудным. Весной 1919 года Толстой эмигрировал за грани­цу. Это было трагической ошибкой — жить и работать за рубежом Толстой оказался не в состоянии. Русский писа­тель, он мог думать и писать только о России: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторван­ным от родины, невесомым, бесплодным, ненужным никому ни при каких обстоятельствах».

В 1920 году была написана автобиографическая по­весть «Детство Никиты». Этот жанр был популярен и до А. Н. Толстого. Прекрасные автобиографические произ­ведения были написаны С. Т. Аксаковым, JI. Н. Тол­стым, В. Г. Короленко, Н. Г. Гариным-Михайловским, А. М. Горьким. Но у книги А. Н. Толстого есть одно свой­ство, выделяющее ее из ряда подобных,— это ее лиризм. Находясь за границей, писатель мучительно страдал от тоски по родине, и поэтому даже простое воспоминание об усадьбе, где он вырос, пробуждало глубокое и острое чувство. В повести — два героя. Один — любознательный мальчик Никита, перед которым все шире раскрывается удивительная жизнь окружающего его мира. Лирическая поэзия познания, тонкий психологический анализ душев­ных движений ребенка характерны для повести А. Н. Тол­стого.

Второй герой повести — Россия. Картины ее природы, времен года, места, где родился Никита, описаны с какой- то щемящей нежностью. Красочен и богат язык повести. Выдающиеся художественные достоинства ставят «Дет­ство Никиты» в ряд лучших произведений этого жанра.

В 1922 году был создан научно-фантастический роман Толстого «Аэлита» — о полете на Марс инженера Лося и вчерашнего красноармейца Гусева.

Толстого в романе интересовали не научно-технические проблемы; главное для него — описание новых героев.

Гусев прошел через революцию и гражданскую войну. Это энергичный человек. Он одержим жаждой социальных перемен. Революционная страсть и влечет его в космос. На Марсе, куда попадает Гусев, назревает восстание против местного тирана. Гусев возглавляет его. Поразительно, как Толстой, находясь в эмиграции, угадал черты людей, по­добных Гусеву, как ярко, талантливо изобразил их тягу к переустройству общества, к социальной справедливости.

Вторая проблема романа связана с образом Лося. До революции Толстой много писал о любви и ее роли в чело­веческих взаимоотношениях. «Любовь — книга золотая» (1918) — это не просто название одного из его произведе­ний: здесь выражено отношение писателя к любви как к одному из самых высоких, облагораживающих человека чувств.

На Марсе Лось встречает Аэлиту, дочь марсианского царя. Через любовь происходит его возрождение. И когда Лось вернулся на Землю, то вслед за ним, преодолевая миллионы километров, прилетел голос Аэлиты. Толстой утверждает в этом романе необыкновенную силу, высокую и непреходящую ценность любви.

«Аэлита» сразу же была переведена на многие языки. Высокую оценку роману дали М. Горький и Д. А. Фур­манов.

Возвращение на родину становилось для писателя насущной необходимостью: жить без России он просто не мог. Но сделать это было нелегко. Белоэмигрантская сре­да, узнав о намерении Толстого, начала его травлю. В открытом письме Н. В. Чайковскому, который был одним из руководителей белой русской эмиграции, Толстой изло­жил мотивы своего решения: «Хоть гвоздик свой соб­ственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль». Это письмо, написанное с огромной убежденно­стью и страстностью, произвело большое впечатление. Позднее в своей автобиографии Толстой писал: «Письмо Чайковскому, продиктованное любовью к родине и жела­нием отдать свои силы ее строительству, было моим паспортом». Советская общественность приветствовала решение писателя вернуться домой. Газета «Известия» .перепечатала письмо Толстого, сопроводив замечанием, что его «не забудет русская литература, как не забыла письма Чаадаева и письма Белинского к Гоголю».

В 1923 году А. Н. Толстой возвращается на родину и сразу же активно включается в жизнь Советской страны: его можно видеть на новостройках, он встречается с героями труда, выступает с докладами перед рабочими и кресть­янами.

Первое время после возвращения главной темой худо­жественного творчества Толстого было изображение ду­ховного обнищания и морального разложения белой эми­грации — рассказы «Рукопись, найденная под кроватью» (1923), «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), романы «Черное золото», «Эмигранты» (1931 —1938). Быв­шие хозяева России, окончательно утратившие всякую связь с родиной, показаны Толстым как жалкие лакеи западной буржуазии. Их пустая, бессодержательная жизнь никчемна и унизительна, отрицание новой, советской России бесперспективно. Писатель вызывает к своим геро­ям смешанное чувство жалости и презрения.

В середине 20-х годов в творчестве А. Н. Толстого возникает тема борьбы с фашизмом. Ей посвящены по­весть «Убийство Антуана Риво» (1924) и научно-фантасти­ческий роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1926) Впрочем, определение — научно-фантастический роман — подходит к этому произведению лишь отчасти. В нем совместились элементы многих жанров — публицистики, детектива, фантастики и других. В целом это литературный памфлет, сатирически обличающий капиталистический мир.

Инженер Гарин изобрел аппарат, способный принести много пользы людям. Нельзя не восхищаться даром на­учного предвидения Толстого: через несколько десятилетий идея его героя была осуществлена лазерной техникой. Но Гарин мало думает о народе, он одержим фашистской идеей мирового господства. Свое выдающееся научное открытие он использует для личного обогащения, для запугивания и уничтожения людей.

Однако могучая техника Гарина и он сам оказываются бессильными перед мощью социалистических идей. Его образу в романе противопоставлен коммунист Шульга, возглавляющий движение, в результате которого фашист­ские намерения инженера терпят полный крах.

Роман читается с большим интересом. Он не потерял своего значения и в наши дни, о чем свидетельствуют его инсценировки в кино и на телевидении.

Книги Толстого на историческую тему, об эмиграции и борьбе с фашизмом привлекли внимание широких кругов читателей. Но для самого писателя главным в его деятель­ности этого времени было художественное освоение новой, советской действительности: «…те новые типы, кому еще в литературе нет имени, кто пылал на кострах революции, кто еще рукою призрака стучится в бессонное окно к ху­дожнику,— все они ждут воплощения. Я хочу знать этого нового человека».

Первой попыткой воплощения подобных характеров были повести «Голубые города» (1925) и «Гадюка» (1928).

Архитектор Буженинов мечтает о голубых городах будущего, где будут жить великолепные люди. Но пока его окружают мещане, не понимающие и не принимающие его мечты. В борьбе с ними Буженинов поджигает город.

Таким же стихийным романтизмом характеризуется облик героини повести «Гадюка» Ольги Зотовой, которая была смелым, честным и чистым человеком, отважно сра­жалась за новую жизнь в годы гражданской войны. Ей трудно в условиях нэпа, в тяжкой атмосфере коммуналь­ной квартиры, отравленной мещанскими сплетнями и скло­ками. Зотова не выдерживает и стреляет в злобствующую обывательницу.

Герои этих произведений Толстого еще не понимают, что революция только начало, что нужна многолетняя борьба с пережитками прошлого, чтобы идеи социализма восторжествовали и в сознании людей.

Сложные задачи вставали перед советскими писателя­ми в 20-е годы. «Революцию одним «нутром»,— писал Толстой,— не понять и не охватить. Время начать изучать революцию,— художнику стать историком и мыслителем. Задача огромная, что и говорить, на ней много народа сорвется, быть может,— но другой задачи у нас и быть не может, когда перед глазами, перед лицом — громада рево­люции, застилающая небо». В конце 20-х годов в творче­ском сознании писателя окончательно формируется мысль о монументальном произведении, охватывающем многие стороны русской революционной действительности.

Если домашнее задание на тему: " Творческие шаги А. Толстого в 20-е годыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.