Творческая история романа «Русский лес»



Зарождение темы леса в творчестве писателя. Развитие и обо­гащение в новом романе проблем и образов предшествующего творчества. «Русский лес» как выдающийся роман послевоенных десятилетий.

Общая концепция романа: народ и его великанские деяния, революция и рождение нового человека, принципы коммунисти­ческой морали как выражение лучших качеств современника, несовместимость индивидуализма и паразитической морали с философией нового общества, дела людей сегодняшнего дня и будущие судьбы человечества, преемственность поколений.

«Русский лес» как философский роман.

Конкретный событийно-сюжетный и тематический план (тема леса; события Великой Отечественной войны) и философское содержание романа (принципы нового гуманизма; историческая борьба сил социального прогресса с силами социальной реакции; тема «садовника» и «тени» — столкновение взаимоисключающих типических характеров эпохи — Вихрова и Грацианского, Поли и Киттеля; реальный жизненный процесс воспитания человека будущего).

Леоновские приемы «интегрирования» и «логарифмирования» как художественное средство углубления философской насыщен­ности романа, усиления смысловой «нагрузки» сцен и ситуаций, образов и сюжетных «ходов». Подтекст и символика в романе.

Композиция романа, сюжетные линии. Их обусловленность общим философским заданием. Леоновское мастерство архитек­тоники. Своеобразие приемов раскрытия «тайного тайных» героев романа, их внутреннего мира. Леоновское мастерство психологического анализа. Принципы построения характеров в романе. Роль повествования, окрашенного авторской «субъектив­ностью», речевых характеристик героев, «ключевых» сцен, философски насыщенных диалогов героев, портрета, художественных деталей, мотивов в создании типических характеров.

Образ Вихрова. Образ Поли Вихровой. Положительный герой и положительный идеал в романе. Тема молодежи.

Образ Грацианского. Образ Киттеля. «Старый мир» и «река жизни». Разрушительная человеконенавистническая философия I людей старой морали. Сатира в «Русском лесе», Утверждающий пафос «Русского леса». Спор о сущности под­вига, о человеческой красоте и счастье. Морально-этический ко­декс положительных героев романа. Личность и народ, личность и интересы общества. Образ русского леса и пейзаж — их идей­но-художественные функции.

Язык и стиль романа.

Широта идейной концепции, художественное совершенство романа. «Русский лес» как классическое произведение социали­стического реализма.

Если домашнее задание на тему: " Творческая история романа «Русский лес»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.