Трагическая судьба острова на Ангаре в повести «Прощание с Матёрой»



Творчество В. Распутина 70—80-х годов органично вписывается в то течение нашей прозы, которое можно было бы назвать философско-драматическим. Однако насколько необще лица выраженье по сравнению, ска­жем, с С. Залыгиным, писателем того же направления. С. Залыгин предпочитает историческую тему, В. Распу­тин — преимущественно художник современности. У Залыгина сложная, подчас авантюрно-детективная интрига, у Распутина — предельная простота фабулы, ибо все намеренно отдано характерам. А еще Герхард Гауптман говорил: то, что отдается фабуле, отнимается от характера и наоборот.

В этом смысле трудно переоценить роль повести «Прощание с Матёрой» (1976). За десять лет от «Денег для Марии» до саги о трагической судьбе острова на Ангаре писатель не прошел, а стремительно пробежал огромную дистанцию. Если прежде заслугой худож­ника было создание характера русской крестьянки, то в «Прощании с Матёрой» сделана попытка под­няться выше — запечатлеть национальный тип. А это значит — концепция характера соотнесена с исто­рией.

В «Деньгах для Марии» история ворвалась лишь эпизодической репликой деда Гордея. В «Последнем сроке» за три завершающих дня земной жизни старухи Анны проходят годы и десятилетия в виде ее воспоми­наний. В «Прощании с Матёрой» автор ведет счет столетиями. Так история все более вторгается в повес­твование о сегодняшнем дне, раздвигая его рамки, углубляя представление о современности. Разговор о сокровенном — о жизни и смерти, о «корнях своих», о правде-совести, о национальной, народной памяти, видимо, и предполагает такую связь времен.

Матёра — маленькая деревня на острове посреди могучей сибирской реки Ангары — на переломе своей судьбы. И ранее писателя притягивало изображение тревожного ожидания вот-вот готового свершиться ро­кового события. Но если прежде речь шла о судьбе одного человека («Последний срок») или нескольких («Живи и помни»), то в новом произведении предстоит прощание с целой деревней, которой суждено уйти под воду. Как же пронзительно больно расставаться с род­ным пределом, особенно старухам и старикам — храни­телям векового наследства.

Центральный герой повести — старуха Дарья — целый мир со своей философией, этикой, психологией. «Почему я так часто обращаюсь к старикам, часто спрашивают меня,— говорит В. Распутин.— Потому что у пожилых людей можно многому научиться». Дарья Пинигина внешне простой и недалекий человек. На самом деле у нее наряду с аввакумовской непре­клонностью, высокой гражданственностью — нежное сердце, умение чутко слушать ход времени. Она так размышляет на вечную тему бытия: «Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в душе живых самый щедрый и полезный урожай, а из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания». И тут не возникает недоумения: дескать, простая, малограмот­ная крестьянка, а такие высоты интеллекта. Ибо имен­но в Дарье художник разглядел ту исконно народную черту, которая не позволяет человеку быть эхом или зеркалом истории, но всегда взыскует истины, ищет правду.

Матёринцам кажется, что «свет пополам перело­мился». И эта гипербола не представляется чужерод­ной в ткани философской повести; не случайно в крити­ке возникал образ деревенской Атлантиды. Ведь под воду уходит целый континент представлений и верова­ний, те традиции, лучшие из которых могли бы прий­тись впору и ныне живущим. Но торопятся люди. Не­когда им оглянуться назад и задуматься над словами Дарьи: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Острейшие коллизии времени проходят через сердца героев «Прощания с Матёрой», обнажаются контрасты гражданские и нравственные, высветляется то стержне­вое свойство души, которое мы называем старинным словом — совесть. Возникает чувство вины за содеяи- ное, милосердие к тому, что не может активно постоять за себя. А с утратой корней может случиться непопра­вимое — разлив бездуховности, то обмеление души, что на все смотрит не очами, полными света и тепла, а пус­тыми глазницами заколоченных окон.

«Прощание с Матёрой» — повесть социально-фило- софского склада. Поэтому важная роль отведена в ней постоянным мотивам, символическим образам: цар­ственному лиственю, образу Хозяина — своеобычному зверьку, хранителю очага, сродни персонажу раннего леоновского рассказа «Бурыга». Символичен образ де­ревни-острова Матёры — матери-земли, коренного и вечного начала, связывающего жителей маленькой деревни со всем огромным миром.

Если домашнее задание на тему: " Трагическая судьба острова на Ангаре в повести «Прощание с Матёрой»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.