Трагедо-комедия «Владимир» Феофана Прокоповича



Самым значительным произведением Феофана является написанная им в 1705 г. на украинизированном церковнославянском языке «трагедокомедия» из эпохи крещения Руси — «Владимир».

Избрав темой своей пьесы «повесть о обращении к Христу равноапостольного нашего Владимира», Феофан оставался в кругу традиционной религиозной тематики школьных драм. Ряд мест пьесы, повествующих о той внутренней борьбе, которая происходила в душе Владимира, прежде чем он решил оконча­тельно принять христианство, почти буквально совпадает с соот­ветствующими местами церковной проповеди на день «святого Владимира», произнесенной Феофаном около этого же времени в Киеве. Однако традиционной теме Феофан сообщает совсем новую окраску. Выбранный им религиозный сюжет вместе с тем является сюжетом национально-историческим. Впервые в нашей литературе появляется пьеса из русской истории.

Мало того, религиозная оболочка исторической пьесы Фео­фана заключала в себе злободневное общественно-политическое ядро. Тема борьбы просвещения, прогресса, новых начал, кото­рую вела светская власть в лице Владимира с силами старого порядка, олицетворенными в образах грубых, корыстных и неве­жественных жрецов, была очень актуальна. Сам Феофан весьма прозрачно намекал на тех, кого он имеет в виду под «жрецами» пьесы. Так, в одном месте главный жрец Жеривол прямо назван «попом»; в другом жрецы называются «калугерами» — монахами. Безошибочно разгадали оригинал феофановых жрецов сами реак­ционные деятели церкви. «Архиереев, иереев православных жре­цами и фарисеями называет»,— писал один из них в доносе, по­данном на Феофана уже после смерти Петра, «…священников российских называет жериволами, лицемерами, идольскими жре­цами, а чернецов — черными мужиками и чертями, и монашество и черниц желает искоренить». Это же прямо признал в своем официальном объяснении по поводу доноса и сам Феофан, есте­ственно отрицая только, что он «охужал» так «сплошь всех свя­щенников». Негодование реакционных церковников против Фео­фана было вполне понятно. Важное и серьезное (изложение основ христианской веры, содержащееся в речах греческого философа, изображение трагического борения старых и новых начал в душе Владимира и т. п.) сочетается в пьесе Феофана (отсюда и назва­ние ее — «тратедокомедия») с комическим, с элементами резкой сатиры в изображении «жрецов», перекликающейся с народной антицерковной сатирой XVII в., с резкими выступлениями против официальной церкви протопопа Аввакума. При этом пикантнее всего, что разыгрывалась пьеса Феофана учениками духовной академии. Уже самые имена жрецов — Жеривол, Пияр, Курояд — заключают в себе характеристику их носителей. Действи­тельно, ненасытное любостяжание, безмерное обжорство, пьян­ство, всецелая преданность плотским похотям — «бесугела» — являются их отличительными чертами. В репликах и взаимных характеристиках Жеривола и его товарищей черты эти раскры­ваются с комическим преувеличением, непосредственно восходя­щим к грубоватому балагурству и круто посоленному юмору на­родных «игрищ». Главный жрец Жеривол с вожделением вспо­минает о тех днях, когда щедрый к богам Владимир оделял их обильными жертвами; теперь же настали плохие времена:

  • Но уже тую щедрость измени. О студа!
  • Даде вчера едина козла, тако худа,
  • Тако престарелого, тако бестелесна,
  • Тако изнуренного, иссохша, бесчестна,
  • Тонка, лиха, немощна, бескровна, бесплотна.

Величайшая обида для Жеривола в том, что теперь он вы­нужден будет называться всего лишь Козлоядом. Жеривол вообще никогда не может насытиться. Даже тогда, когда, «напи­танный многими жертвами», так, что чрево его становится подоб­ным «превеликой клади», Жеривол засыпает, он все продолжает двигать челюстями: «И во сне жрет Жеривол». Жеривол и вели­кий развратник. Помимо того, он — жалкий трус (приходит в па­нический ужас при виде тени Ярополка), хвастун и самохвал, бесстыдный льстец и лицемер (ненавидя Владимира и задумав погубить его, в глаза всячески превозносит его, заявляя, что он «больше» всех богов, в том числе и самого Перуна). Подстать Жериволу и его помощники, низшие жрецы, плотоядные лакомки Курояд и Пияр. Все эти развратники и обжоры к тому же и бес­совестные ханжи. Все они уверяют, что умаление прежнего «боголюбия» беспокоит их не лично за себя,— сами они, конечно, обойдутся без жертв, их волнует судьба богов. Курояд, который начинает последнее действие пьесы истошным воплем: «Ясти мне хочется, ясти, о горе ясти, ясти хощу! Горе мне — приходит пропасти»,— ханжит даже перед своим товарищем Пияром.

Лицемеры и ханжи, жрецы вместе с тем грубые невежды, обманщики, ловко использующие ходячие предрассудки и суеве­рия. Жеривол пытается, например, запугать Владимира выдуман­ным им вещим сном — метод, весьма распространенный среди духовенства начала XVIII в. В споре с греческим «философом», т. е. богословом, Жеривол не может ничего возразить ему по су­ществу и действует только браныо, криком, бессмысленными издевками и угрозами. Владимир вынужден сам признать, что причиной всему этому является отсутствие в народе просвещения. Борьба просвещения с невежеством заканчивается полным тор­жеством первого. Сопротивление жрецов ни к чему не ведет. При ликовании всего народа старые боги низвергнуты; даже дети смеются над ними. Как видим, Феофан весьма умело выбрал религиозно-исторический сюжет, против которого никто ничего не мог бы возразить, для яркой пропаганды своих излюбленных идей и смелой насмешки над их заклятыми врагами.

В связи с этим Феофан резко отошел и от привычной формы «школьных драм». Последние были полностью выдержаны в серьезных тонах; комическая разрядка давалась только в интер­медиях. Феофан ввел интермедийное начало в основное «дей­ство», сочетав в своей пьесе в одно целое жанры трагедии и ко­медии, перемешав в ней, по его собственным словам, «смешное» и забавное с серьезным и трогательным» и лица «незначительные с знаменитыми». Написана пьеса традиционными тринадцати сложными силлабическими виршами. Но в ряде мест Феофану удается разрушить однообразие в течении стиха, сообщить ему несвойственную нашей силлабике динамичность, энергию.

Если домашнее задание на тему: " Трагедо-комедия «Владимир» Феофана ПрокоповичаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.