Трагедии на светской основе



Эти разговоры ведутся в 1771 году — за восемнадцать лет до революции. Не с этого ли времени Германия в лице Гете начала проводить своеобразный умственный эксперимент, касающийся проблем предстоящей в чужой стране революции, и не плодом ли этого эксперимента явился сам тип трагедии, заявленный Гете,– «трагедии на светской основе», где драматическое напряжение возникало из столкновения самоутверждающейся и мнящей себя свободной личности «с ходом целого»?

Восемнадцатый век, как уже говорилось, был в своем оптимизме враждебен трагедии. На рационалистическом этапе просветительская трагедия тяготела к счастливым концам и к поучению, которое тоже сродни счастливому концу,– людей учат, когда есть надежда, что учение пойдет впрок. Но когда начали уже смутно проступать контуры революции, тот же XVIII век оказался для трагедии благоприятен. Произошло своеобразное «отрицание отрицания». Исторические тенденции, мешавшие трагическому, послужили в высшем своем (революционном) проявлении мощным для него толчком.

Как известно, XVIII век был в определенном смысле моментом выбора, а значит, и моментом наибольшей свободы. Но если так, не революция ли была моментом наибольшей свободы уже в пределах века? В такие эпохи личность формируется и осуществляется быстрее и полнее, чем в спокойные времена. И вместе с тем сколь бы своевольной она себе ни представлялась, сейчас, когда целые общественные классы вышли на историческую арену для активного действия, ей противостоит способный подмять под себя самую крупную личность «объективный ход целого».

Если домашнее задание на тему: " Трагедии на светской основеШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.