Толстой в годы Великой Отечественной войны



22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистского нашествия. А уже 27 июня в «Правде» появилась первая военная статья Толстого «Что мы защищаем». Отныне главное место в его творчестве принадлежит публицистике, предоставляющей художнику возможность быстрого, опе­ративного отклика на происходящие события — качество, бесценное в военное время.

За годы войны А. Н. Толстым написано более шестиде­сяти статей, в том числе такие образцы страстной, боевой, наступательной публицистики, как «Родина», «Разгневан­ная Россия», «Несокрушимая крепость», «Стыд хуже смерти».

Вдумайтесь в эти заглавия. Уже в них звучит голос времени. Перед лицом грозной опасности Толстой ищет и находит силу, способную поднять человека на борьбу, на подвиг: «Это — моя родина, моя родная земля, мое отече­ство, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…»

Любовь к Родине и ненависть к врагу — этими чувства­ми пронизана вся публицистика Толстого. Их сила и стра­стность превращают обычную статью в гневный обличи­тельный монолог («Я призываю к ненависти»), в лириче­ское стихотворение в прозе («Родина»), в страстный призыв: «Сотни миллионов честных и благородных людей всех стран мира… все на уничтожение в нашей прекрасной жизни кровавого и страшного распутства! Германская армия Гитлера должна быть уничтожена и выжжена до корня, германский фашизм это упрощенная система отбора людей на убийц и на подлежащих убийству» («Ли­цо гитлеровской армии»), А. Н. Толстой великолепно знал отечественную исто­рию. Еще в 1937 году он, как бы предчувствуя неизбежную схватку с фашизмом, писал: «Не в первый раз русскому народу приходилось умываться кровью за свою родину. На Куликовом поле он побил татарских ханов, освобождаясь от векового ига. На берегах Невы и на льду Чудского озера разгромил немецких рыцарей и преградил им дорогу на Ладогу, Новгород, Псков и Старую Руссу». В годы Вели­кой Отечественной войны Толстой обращается к прошло­му. Он рисует дружину Игоря Святославича, рати Александра Невского и Дмитрия Донского, войска Грозно­го, ополчение Минина и Пожарского, рассказывает о под­вигах солдат Суворова и Кутузова: «Под Бородином напо­леоновская армия наткнулась на русские штыки. Ни ядрами французских пушек, ни бешеными ударами 30-тысячной конницы Мюрата, закованной в стальные кирасы, нельзя было сломить русскую армию, вставшую на защиту роди­ны… В великих битвах народ сберег для себя родину…» На великих подвигах предков писатель воспитывает чувство любви и преданности Родине.

Важнейшее качество публицистики Толстого — ее оп­тимизм. В самые трудные дни писатель непоколебимо верил в победу и внушал эту веру своим читателям: «Враг многочисленный, опасный, сильный, но он должен быть и будет разгромлен… Взоры всего человечества с надеж­дой, а у иных народов -— с мольбой, обращены к Красной Армии… Русский — станет именем, которое дети с колыбе­ли привыкнут благословлять как избавителя от удушаю­щего смертельного кошмара фашизма».

Военная публицистика Толстого охватывает широкий круг идей, фактов и событий: писатель анализирует ход военных действий, пишет о подвигах советских людей в тылу и на фронте, рассказывает о международной соли­дарности в борьбе с фашизмом, обличает зверства гитле­ровцев, совершает исторические экскурсы, критикует раси­стскую теорию нацистов, призывает к уничтожению врага.

Столь же богата военная публицистика Толстого и в жанровом отношении: памфлет, зарисовка, очерк, репор­таж, гротесковые миниатюры, монтаж подлинных доку­ментов — эти и другие формы были талантливо использо­ваны писателем.

История сохранила драгоценные свидетельства могуче­го и благотворного воздействия статей Толстого. Их читали и перечитывали на фронте и в тылу, бережно храни­ли. Писатель внес свой вклад в общенародное дело борьбы с фашизмом.

В годы войны большой известностью пользовались «Рассказы Ивана Сударева». Лучший из этих рассказов — «Русский характер». Трагическая история обгоревшего танкиста Егора Дремова под пером Толстого превратилась в подлинный гимн простым русским людям, их мужеству, их нравственной чистоте, в гимн всепобеждающему чув­ству любви: «Да, вот они, русские характеры. Кажется прост человек, а придет суровая пора… и поднимется в нем великая сила — человеческая красота».

Военное время оказало свое влияние и на работу Толстого в историческом жанре. В своей автобиографии он писал: «Я верил в нашу победу даже в самые трудные дни октября — ноября 1941 года. И тогда начал драматиче­скую повесть «Иван Грозный». Она была моим ответом на унижения, которым немцы подвергали мою родину. Я вы­звал из небытия великую страстную русскую душу — Ивана Грозного, чтобы вооружить свою «рассвирепевшую совесть».

Новое произведение писателя состояло из двух частей: «Орел и орлица» (1941 —1942) и «Трудные годы» (1943).

Эпоха Ивана Грозного была объектом пристального внимания исторической науки. XVI век — это тот период в русской истории, когда шло бурное развитие националь­ного самосознания, когда формировалась русская нацио­нальная государственность. Об Иване Грозном в науке и в искусстве бытовало немало противоречивых суждений. Г го роль в русской истории оценивалась противоположным образом. Толстой придерживался фольклорной традиции. «Жестокая кровавая борьба Грозного с боярами была воспринята народом как борьба героическая… в народных песнях и сказках Грозный царь является царем мудрым, а главное — справедливым», — писал М. Горький. Он по­казывает, что главной идеей Грозного была патриотиче­ская мысль о независимом и могучем русском государстве. Толстой рисует Ивана Грозного как многогранную лич­ность как строителя, полководца, дипломата, эрудиро­ванного человека и мудрого государственного деятеля.

Выдающаяся деятельность Ивана Грозного в создании сильного централизованного русского государства, в борь­бе с врагами страны закономерно привлекала внимание художника в суровые дни Великой Отечественной войны. В отличие от «Петра Первого», где широкое эпическое полотно романа давало художнику возможность всесто­ронне, в деталях, раскрыть как эпоху, так и образ царя, Толстой в своей драматической дилогии несколько зату­шевывает темные стороны личности Ивана Грозного, из­ображая его как справедливого и гуманного царя.

Драматическая повесть об Иване Грозном вслед за другими произведениями на историческую тему еще раз выявила пафос творчества писателя — его убеждение в не­победимости, в бессмертии русского народа.

А. Н. Толстой вел большую общественную работу. Он был депутатом Верховного Совета СССР, участвовал в ра­боте международных конгрессов. Писатель достойно пред­ставлял советскую культуру за рубежом. Его имя и его книги пользовались большим авторитетом у международ­ной общественности.

Толстой был одним из верных соратников М. Горького в его борьбе за расцвет многонациональной советской литературы. Принимая участие в работе над книгой «Исто­рия литературы народов СССР», в 1938 году он писал: «Новый учебник должен дать историю литератур народов СССР, а не только русской литературы. Это не просто расширение тематики. Мы постараемся показать взаимо­действие литератур братских народов… Историю литерату­ры народов СССР мы предполагаем излагать в связи с развитием мировой литературы… Надо показать реаль­ные пути взаимовлияний, показать усвоение лучших дости­жений мировой культуры и литературы, то есть усвоение творческое… Мы стремимся к тому, чтобы изложение историко-литературного процесса не было разорванным».

В теоретическом отношении важную роль сыграл до­клад А. Н. Толстого «Четверть века советской литерату­ры». Писатель предпринял попытку классифицировать национальные литературы на основании социально-эконо­мического и культурного уровня того или иного народа. Типология, предложенная Толстым, была использована и в позднейших работах по истории братских литератур.

Толстой оказывал большую практическую помощь пи­сателям из национальных республик. Так, во время пребы­вания в Ташкенте Толстой принял самое деятельное участие в работе местного Союза писателей. Узбекские литераторы Хамид Алимджан, Гафур Гулям, Айбек и дру­гие свидетельствовали о благотворном влиянии, которое имели на их творческую судьбу личные контакты с автором «Хождения по мукам» и «Петра Первого».

В 1935 году на Международном конгрессе культуры в Париже Толстой говорил: «Мы хотим, чтобы художник был историком, философом, политиком, организатором жизни, провидцем ее».

Таким художником и был он сам — выдающийся мастер социалистического реализма.

расширение тематики. Мы постараемся показать взаимо­действие литератур братских народов… Историю литерату­ры народов СССР мы предполагаем излагать в связи с развитием мировой литературы… Надо показать реаль­ные пути взаимовлияний, показать усвоение лучших дости­жений мировой культуры и литературы, то есть усвоение творческое… Мы стремимся к тому, чтобы изложение историко-литературного процесса не было разорванным».

В теоретическом отношении важную роль сыграл до­клад А. Н. Толстого «Четверть века советской литерату­ры». Писатель предпринял попытку классифицировать национальные литературы на основании социально-эконо­мического и культурного уровня того или иного народа. Типология, предложенная Толстым, была использована и в позднейших работах по истории братских литератур.

Толстой оказывал большую практическую помощь пи­сателям из национальных республик. Так, во время пребы­вания в Ташкенте Толстой принял самое деятельное участие в работе местного Союза писателей. Узбекские литераторы Хамид Алимджан, Гафур Гулям, Айбек и дру­гие свидетельствовали о благотворном влиянии, которое имели на их творческую судьбу личные контакты с автором «Хождения по мукам» и «Петра Первого».

В 1935 году на Международном конгрессе культуры в Париже Толстой говорил: «Мы хотим, чтобы художник был историком, философом, политиком, организатором жизни, провидцем ее».

Таким художником и был он сам — выдающийся мастер социалистического реализма.

Если домашнее задание на тему: " Толстой в годы Великой Отечественной войныШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.