Темы войны и мира в стихах Ломоносова



Ломоносов восторженно славит мощь России, торжество ее над врагами, боевые триумфы русских войск. И эти победные мотивы в стихах Ломоносова, недаром посвятившего свою первую оригинальную оду взятию Хотина, звучат неоднократно. Но Ломоносов вовсе не был присяжным певцом военных подвигов и военной слайы; наоборот, в его творчестве столь же настойчиво звучит энергич­ное осуждение «губительныя брани», прославление «златого мира», «тишины». Воспеванию «возлюбленной тишины» прямо посвящена и одна из наиболее прославленных и действительно лучших од Ломоносова — на восшествие на престол Елизаветы, 1747 г. Ломоносов не был пацифистом. Война представлялась ему «необходимой судьбой» всех народов. Он находит в ней и положительные стороны: война будит бодрость и героические порывы в душах людей. Но и тут война принимается при непре­менном условии, что она является «щитом обширных областей», не вызвана захватническими желаниями чужих территорий, на­правлена на защиту родных рубежей. «На что державы ей чу­жие»,— пишет Ломоносов об Елизавете Петровне в оде 1757 г., тут же противопоставляя ей короля Фридриха прусского, кото­рым, наоборот, обуяло «желание чужих держав». Резкое осужде­ние захватнических войн имеется и в трагедии «Тамира и Се­лим». В «Надписи» 1753 г., уподобляя войну зиме, а мир весне, поэт пишет: «Велико дело в том, чтоб часто побеждать, || Но бо­лее того всегдашней мир держать».

Ломоносов восторженно отмечает в своих одах героические эпизоды Семилетней войны, в которой русские войска, по свиде­тельству самих же врагов, представляли «зрелище, какого до­селе не видывали примеров». Он испытывает высокое патриоти­ческое удовлетворение тем, что русские «перуны» трясут «сердце гордого Берлина, неистового исполина», восхищен взятием рус­скими войсками прусской столицы.

Но поэт все время подчеркивает, что русские обнажили «правдивый меч» лишь для того, чтобы «войнами укротить войны» (107), водворить «возлюбленный мир» и в Пруссии, ко­торая, «плывя» «по собственной крови», «конца своих не видит бед», и во всей Европе.

Еще ранее в одной из своих надписей на иллюминацию (над­пись 1748 г.) Ломоносов прямо выдвигает лозунг войны «про­тив войны».

  • Российска тишина пределы превосходит
  • И льет избыток свой в окрестные страны:
  • Воюет воинство твое протйв войны;
  • Оружие твое Европе мир приводит.

В поэме «Петр Великий» Ломоносов выступает с элегически окрашенной тирадой, в какой-то мере созвучной знаменитым антивоенным строкам в «Валерике» Лермонтова:

  • О смертные, на что вы смертию спешите?
  • Что прежде времени вы друг друга губите?
  • Или ко гробу нет кроме войны путей…

Петра Ломоносов славит в этой поэме не столько за военные подвиги, сколько за то, что, несмотря на войну, он «среди воєн- mux бурії науки мам открыл». Потому-то Петр для Ломоносова подлинный герой, далеко оставляющий позади себя «вымышлен­ных» богов и традиционных героев Гомера и Вергилия.

Тема о подлинном и ложном героизме составляет основное содержание оды Ломоносова «На счастье» (1760). Ода «На счастье», хотя она и представляет собой перевод одноименной оды французского поэта Ж. Б. Руссо, является одним из наибо­лее вдохновенных созданий Ломоносова. Подлинными героями, возвещается в оде, являются не «лютые и кровавые» герои-за­воеватели — «хищники чужих держав», будь то Атилла или Александр Македонский; мерилом истинного героизма могут слу­жить только «добрые дела». Настоящим героем, носителем «истинного геройского духа» следует почитать только такого царя, что «правдой и покоем себя, народ содержит свой». Наобо­рот, «герой с суровыми делами ни что, как щастливый злодей». По грозному пафосу обличений ложных героев, суровой энергии и негодующей страстности тона ода «На счастье» стоит особня­ком в творчестве Ломоносова, являясь прямым предварением знаменитой сатирической оды Державина «Вельможа», обращен­ной против лжевельмож. В отрицательном отношении Ломоно­сова к захватнической войне и ее кровавым героям, в горячей проповеди «тишины» — мирного строительства и развития — и вместе с тем в неослабевающей готовности дать могучий отпор алчным захватчикам — «хищникам чужих держав» — громко зву­чит голос героического и миролюбивого русского народа.

Если домашнее задание на тему: " Темы войны и мира в стихах ЛомоносоваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.