Тема Великой Отечественной в творчестве писателей



Развитие фронтовой темы в конце 60-х — в 70-е го­ды шло по линии не только панорамирования, но и вхождения в микрокосм войны, в сферу размыш­лений и эмоций солдата. Отсюда война как предельное испытание человеческого духа — повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» (1963), В. Курочкина «На войне как на войне» (1965), С. Крутилина «Лейтенант Артю- хов» (1968), И. Виноградова «Потери — один чело­век» (1974). Психологизм, углубленное проникновение во внутренний мир отдельного человека, суровый дра­матизм и трагизм ситуаций — характерные черты этой прозы. Детали фронтового быта, «окопная правда» идут рядом со значительными обобщениями минувших лет войны. Погибает один человек, но вместе с ним уходит в небытие целая вселенная.

Это новое прочтение темы Великой Отечественной будет продолжено и развито Ю. Бондаревым, В. Ас­тафьевым, В. Быковым, Е. Носовым. Имеются в виду роман Ю. Бондарева «Горячий снег» (1969), неболь­шое по размеру, но емкое полотно В. Астафьева «Пас­тух и пастушка» (1971), откровенно пасторальное на­звание которого находится в резком контрасте со скор­бной сущностью произведения, трагические и героиче­ские повести В. Быкова «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Волчья стая» (1974), «Знак беды» (1982).

Интересны в этом плане поиски и находки Евгения Носова в «Усвятских шлемоносцах» (1977). Повесть эта — новое слово в неисчерпаемой теме Великой Оте­чественной. Хотя война как таковая и не вошла в про­изведение, уже по началу повествования видно, что будет она нелегкой. Национальная история, народный характер — глубинное содержание этой книги. Е. Но­сов поведал читателю о том, как ковались предпосылки нового нравственно-психологического состояния, необ­ходимого для богатырского подвига, как «скрытая теп­лота патриотизма» переходила в испепеляющий огонь ненависти к врагу.

Основная тональность «Усвятских шлемоносцев» — предчувствие всенародной беды. Строка из «Слова о полку Игореве», ставшая эпиграфом к повести, уже предвещает это: «На Русской земле тогда редко пахари перекликались, но часто враны граяли». Главные пер­сонажи повести — крестьянин Касьян, его жена Настя, их дети, жители Усвят. Ключевой сценой в произведе­нии воспринимается беседа мужиков в избе деда Сели- вана. Речь идет о защите жизненного уклада колхозной деревни, родного села, расположенного неподалеку от Куликова поля, воскрешающего в памяти народной героическое прошлое, а главное — о духовном снаря­жении завтрашних шлемоносцев-воинов.

Лирико-эпическое повествование Е. Носова нацеле­но на то, чтобы показать формирование бастиона самой несокрушимой силы — крепости души народной.

Если сравнивать эстетические достоинства назван­ных книг с прозой 60-х годов о войне, то нужно отме­тить возросшее мастерство воссоздания человеческих характеров, пластичность художественного образа. От­сюда тяготение к форме внутреннего монолога, к слож­ной манере несобственно-прямой речи, возрастание ро­ли подтекста.

Если домашнее задание на тему: " Тема Великой Отечественной в творчестве писателейШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.