Тема неразделенной любви в поэзии 30-х годов



Через долгий путь исканий на широкую дорогу ли­рической поэзии выходит Степан Щипачев. Всеобщее признание приносит поэту сборник «Лирика» (1939). Основные темы этой книги — ощущение полноты жиз­ни, очарование природы, женская красота. Лирическо­му герою знакомы не только светлое чувство взаимно­сти, но и горечь неразделенной любви, тоски в разлу­ке («Взглянув на карточку», «Примета», «У моря», «Тебе», «Тебе издалека», «Свет звезды»). Большой отзвук в читательских сердцах нашли строки, направ­ленные против легковесного отношения к возвышенно­му, окрыляющему человека чувству, которое поэт при­зывает пронести, не расплескав, через всю жизнь.

Рукою волосы поправлю, иду, как прежде, молодой, но девушки, которым нравлюсь, меня давно зовут «седой».

В 30-е годы продолжают совершенствоваться жан­ровые разновидности большой эпической формы — по­эма, баллада, стихотворная драма, трагедия. Поэты пытаются синтетически осветить все стороны современ­ной действительности, поставить философские пробле­мы бытия (Н. Асеев, Н. Заболоцкий, П. Орешин, Н. Дементьев, П. Васильев, В. Саянов, Л. Мартынов и др.).

Обращение к историческому прошлому (близкому и далекому) страны свидетельствовало о желании художников глубже познать те корни, которые в те­чение многих поколений питали древо жизни русско­го народа. Интересен подход к трактовке этой темы у таких поэтов, как Константин Симонов и Дмитрий Кедрин.

Сами заглавия поэм Симонова «Ледовое побоище» (1938) и «Суворов» (1939) говорят о том, что в центре повествования — значительные лица, события огром­ной исторической важности. В них прослеживаются истоки национально-патриотических начал, раскрыва­ется преемственность героических и демократических традиций в характере русского человека.

Дм. Кедрина волнуют драматические и трагические судьбы безвестных людей, чьими руками и разумом создавались материальные и духовные ценности нации. Так, например, в основе сюжета баллады «Зодчие» (1938), написанной по мотивам предания,— история ослепления талантливых русских умельцев (дабы не смогли они возвести ничего более совершенного), по­строивших храм Покрова. Мастерски, точно и красочно создает Кедрин «Песню про Алену Старицу» (1939), посвященную легендарной участнице восстания Степа­на Разина.

Тематическое разнообразие поэм определяло и их жанровые разновидности — лирические, лиро-эпичес­кие, эпические, историко-эпические.

Эти годы — пора расцвета не только поэм, но и та­кого лирического жанра, как песня. Энтузиазм, оду­хотворенность строителей первых пятилеток нашли во­площение в задушевном слове М. Исаковского, В. Ле­бедева-Кумача, А. Суркова, А. Прокофьева, Б. Кор­нилова, М. Светлова, В. Гусева.

Слова из песен П. Германа «Все выше...» («Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...») и Б. Корни­лова' «Песня о встречном» («Мы жизни выходим на­встречу, навстречу труду и любви...») лучше всего передают общий настрой лирики — искреннюю попытку постичь и раскрыть героический дух эпохи. Стрем­ление охватить действительность в целом — славные свершения народа, выдающиеся исторические собы­тия — приводило многих поэтов к созданию обобщен­ного, часто идеального образа героя-современника.

Песня, как никогда прежде, приобрела огромную популярность, ее исполнителем была вся страна. Не удивительно, что песня стала неотъемлемой частью духовной жизни народа. Ее отличало жанровое раз­нообразие — от гимнической и маршевой до лири­ческой.

События гражданской войны и ее герои занимают большое место в песенном репертуаре («Прощание» М. Исаковского, «Орленок» Я. Шведова, «Песня о Ка­ховке» М. Светлова, «Конармейская» А. Суркова, «Песня о Щорсе» М. Голодного и др.). Сердца людей волнует лирическая песня, вобравшая в себя многое от фольклорных мотивов, обогащенная современными представлениями и чувствованиями («Песня о Волге» В. Лебедева-Кумача, «Тайга золотая» А. Прокофь­ева, «Полюшко-поле» В. Гусева). Наиболее полно от­разил мажорный настрой эпохи М. Исаковский. Песни «Катюша», «На закате ходит парень», «Прощальная комсомольская» и многие другие стали поэтической эмблемой времени. В них отражены любовь и надежды, нежность и строгость чувств целого поколения совет­ских людей.

Если домашнее задание на тему: " Тема неразделенной любви в поэзии 30-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.