Тема науки в творчестве Ломоносова



Наряду с героическим миролюбием поэзии Ломоносова другой характернейшей чертой ее явля­ются восторженные славословия науке.

«Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих найдено быть может!» — писал Ломоносов о науках в 1760 г. Слова «наука», «науки» являются одними из самых частых в его поэтическом словаре. Без них не обходится почти ни одна его ода. С темой науки, с пропагандой ее значения мы сталкиваемся в нашей поэзии, начиная с Симе­она Полоцкого. Но Симеон Полоцкий понимал под наукой схо­ластическую ученость, не имевшую ничего общего с подлинным научным знанием. Гораздо ближе в этом отношении к Ломоно­сову Феофан Прокопович и, в особенности, Кантемир. Однако Кантемир в основном защищает науку «от противного», резко бичуя в своих сатирах ее хулителей. Ломоносов слагает востор­женные гимны в честь науки, не устает славить ее преобразую­щую мощь, величайшее жизненное значение. Наукам он придает характерный эпитет — «божественные». Это тем замечательнее, что под науками Ломоносов разумеет не отвлеченное знание вообще, а прежде всего точные науки — естествознание, «испы­тание натуры», которое он демонстративно объявляет «святым» делом. В одной из своих од (ода 1750 г. «Какую радость ощу­щаю?») Ломоносов перечисляет поименно особенно горячо про­пагандируемые им научные дисциплины — механику, химию, астрономию, географию, метеорологию:

  • В земное недро ты, Химия,
  • Проникни взора остротой,
  • И что содержит в нем Россия,
  • Драги сокровища открой…
  • Наука легких метеоров,
  • Премены неба предвещай
  • И бурный шум воздушных споров
  • Чрез верны знаки предъявляй:
  • Чтоб ратай мог избрати время,
  • Когда земли поверить семя
  • И дать когда покой браздам,
  • И чтобы, не боясь погоды,
  • С богатством дальны шли народы
  • К Елисаветмным брегам.

На этой оде, как и почти на всех хвалебных одах Ломоно­сова, лежит отпечаток условной восторженности. Ломоносов вос­славляет Елизавету за то, что она «к наукам матерски снисхо­дит»; главной задачей астрономии объявляется открытие новой планеты, дабы ее можно было назвать заветным царским именем. Но все это — дань официальности жанра и задания. И не в этом сила и значение ломоносовского воззвания к наукам. Замечатель­ной чертой этого дифирамбического призыва является его кон­кретно-патриотический характер. «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству»,— подчеркивает Чернышевский.

В соответствии с этим Ломоносов выдвигает перед излюблен­ными им науками высокие, но чисто практические задания, ста­вит их на службу развития страны, разработки ее естественных богатств, роста ее благосостояния. Очень выразительна и та форма повелительного наклонения, в которой все это сказано. Ломоносов восторженно приветствует в своих одах всякий, хотя бы самый малейший шаг на пути развития наук. Так, ода 1747 г. с ее знаменитыми строками о науках, которые «юношей питают» и «отраду старцам подают», заучивавшимися наизусть едва ли не всеми русскими школьниками в течение последующих двухсот лет, вызвана утверждением нового устава Академии наук и увеличением вдвое отпускавшихся ей правительством средств. Од­нако то, что делалось в этом отношении властями, далеко отста­вало от того, что хотел бы видеть Ломоносов. Его оды — пламен­ная агитация за дальнейшее развитие научных знаний, за широ­чайшее внедрение просвещения во все области русской жизни.

Если домашнее задание на тему: " Тема науки в творчестве ЛомоносоваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.