Тема коллективизации в романе Шолохова «Поднятая целина»



Вершинное произведение, посвященное теме коллек­тивизации, — роман М. Шолохова «Поднятая целина» (кн. 1-я — 1933, кн. 2-я — 1958). Величие шолоховско­го романа в том, что писатель изобразил не отдельные, пусть даже весьма существенные, стороны периода коллективизации, а саму эту эпоху с ее сложными и противоречивыми коллизиями, показал всемирно-ис­торическое значение колхозного строительства. Подня­тая целина — Поэтическая метафора, раскрывающая, как лемехом революции не только поднимаются веко­вые залежи, но и перепахиваются души людей, а древ­няя как мир земля чутко-настороженно ждет уготован­ной ей участи.

Сходные тенденции становились характерными и для прозы А. Платонова 30-х годов. Так, например, в повести «Впрок» (1931), посвященной русской дерев­не начальной поры коллективизации, утверждающее начало соседствует с обличительным, аналитическим. В этой «бедняцкой хронике» не просто постигался исто­рический смысл современности — повесть была нацеле­на в будущее. Писателя интересуют нравственно-философские вопросы. Утверждая принципы нового гума­низма, А. Платонов размышляет не только об обя­занностях личности перед государством, но и об исторической ответственности государства за личность.

В повести «Впрок» автор акцентирует внимание на воссоздании тех сил нации, которые олицетворяли твор­ческое, подлинно революционное отношение к людям, делу, природе. Отсюда последовательный интерес авто­ра-рассказчика к людям щедрого сердца и пытливого ума. Таков демобилизованный красноармеец Конуров, председатель колхоза «Доброе начало». Конуров про­водит коллективизацию в своей деревне толково, без суеты и спешки. Он «знал,— замечает писатель, — что темп нужно развивать в бедняцком классе, а не только в своем настроении; районные же люди приняли свое единоличное настроение за всеобщее воодушевление и рванулись так далеко вперед, что давно скрылись от малоимущего крестьянства за полевым горизонтом». Районное начальство противостоит деяниям и председателя колхоза «Без кулака» Семена Кучума, в хозяйстве которого единоличников принимают в ар­тель со строгим отбором. С точки зрения района эта политика выглядит «почти кулацкой», а на самом деле именно такой подход обеспечивал успех делу.

Герой-рассказчик не просто созерцатель. Он актив­но вмешивается в ход жизни. В колхозе с символиче­ским названием «Утро человечества» герой беседует с председателем Пашкой. В словах последнего звучит гордость за всю страну: «Отчего же нам не делать для всего отсталого света социальные заготовки?! А уж по нашим заготовкам пускай потом всемирная беднота пригоняет себе жизнь в меру и впрок!..» Рассказчик — человек наблюдательный, проницательный. Он разо­блачает кулаков и подкулачников, выводит на чистую воду неприглядные дела некоторых горе-руководителей.

На страницах повести «Впрок» впервые в истории нашей сатирической прозы осуществлен сплав хроники с жанром злободневного сатирического очерка. При этом острота публицистических обобщений сочеталась с лиризмом раздумий, сатира — с героикой, ирония — с пафосом. В каждом более или менее законченном эпизоде повести неприглядным деяниям бюрократов и демагогов противостоял энтузиазм масс, мертвой догме — живое творчество лучших представителей на­рода (безымянный кузнец, талантливый мастер Григо­рий Скрынко, Конуров и др.).

Во второй половине 30-х годов тема социалистиче­ской перестройки деревни постепенно отходит на второй план. Это не означало, что в жизни страны данная проблема перестала быть актуальной. Конфликты и противоречия в эти годы уже не носили антагонисти­ческого характера и потому не укладывались в привы­чные схемы романов первых лет коллективизации. Выя­вить новый характер конфликтов в предвоенной дерев­не удалось В. Овечкину в талантливой повести «Гости в Стукачах» (1940). Непримиримость к недостаткам и упущениям соседствует здесь со стремлением помочь товарищам по труду, т. е. рождается истинно соревно­вательное чувство, исключающее эгоистическую конку­ренцию.

В 30-е годы стало очевидным, что советская литера­тура развивается как единая многонациональная, объединяющая десятки литератур народов нашей стра­ны. При этом национальное своеобразие искусства сло­ва проявлялось в ней с нарастающей силой: будь то национальные особенности характера героев или твор­ческой манеры, образного мышления, языка, стиля раз­личных художников.

Идейно-нравственный рост, формирование нового человека привлекли внимание литераторов различных национальностей. Так, например, в основе сюжета ро­мана Л. Киачели «Гвади Бигва» (1938)—проблемы преобразования грузинской деревни. На страницах книги показано, как главный герой, чьим именем назва­но произведение, всячески устранявшийся от работы в колхозе, под воздействием товарищей включается в общий труд. «Поднятую целину» М. Шолохова и «Гвади Бигву» Л. Киачели сближает многое не толь­ко в тематике и идейной позиции авторов, но и в при­нципах изображения жизни. Вместе с тем оба романа различны по особенностям жизненных коллизий, ха­рактеров, отображаемых национальных черт быта, нра­вов, обычаев.

Тема преобразования родной земли по-своему во­площалась под пером певцов белорусской деревни Янки Купалы и Петруся Бровки, в книгах украинских поэтов Павло Тычины и Максима Рыльского. Если в творчест­ве белорусских и украинских поэтов при всей романти­чески лирической стилистике их стиха все-таки торже­ствовала реалистическая тенденция, то в цикле услов­но-аллегорических поэм Абулькасима Лахути — одного из зачинателей таджикской советской поэзии — пафос труда и героизм народа-созидателя раскрыты в симво­лической романтической манере. Свои яркие, неповто­римые краски, напряженно-колористический стиль на­шли грузинский писатель Георгий Леонидзе и азербай­джанский поэт Самед Вургун. Тонами высокой романтической патетики отмечен роман украинского писателя Юрия Яновского «Всадники» (1935), посвя­щенный легендарным событиям гражданской войны.

Примером взлета творческих сил представителей национальных республик в 30-е годы стали выступле­ния таких народных певцов, как лезгин Сулейман Стальский, казах Джамбул Джабаев, киргиз Токтогул Сатылганов. Эстетическая система, выработанная ве­ками фольклорных традиций, решительно обновлялась в эпоху социализма гением народных сказителей.

Если домашнее задание на тему: " Тема коллективизации в романе Шолохова «Поднятая целина»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.