Тема гражданской войны в романах В. Зазубрина



Главные события романа Владимира Яковлевича За­зубрина (1895—1938) «Два мира», опирающегося на воспоминания участников гражданской войны, связаны с партизанским движением в Сибири и разгромом колча­ковщины. Своеобразие структуры романа обусловлено стремлением автора полнее передать грандиозность про­исходящего, запечатлеть судьбы миллионов людей, захва­ченных революционной бурей. Это явилось одной из при­чин того, что в романе традиционно-эпический сюжет заменен свободным монтированием глав, объединенных не столько судьбами и столкновением характеров отдельных героев, сколько стремительно разворачивающимся во вре­менной последовательности массовым действием, борьбой двух непримиримых лагерей. Сильной стороной романа Зазубрина была четкая классовая оценка борющихся сил. Цинизму и зверствам белогвардейцев автор «Двух миров» противопоставил правдолюбие и мужество рабоче-крестьянской массы. М. Горький справедливо заметил, что соци­альная полезность книги Зазубрина «значительна и совер­шенно неоспорима». В то же время роману присущи черты, которые отчетливо проявились во многих других произве­дениях молодой советской прозы: резкие социальные кон­фликты, порожденные революционной эпохой, изобража­лись зачастую схематично, не находили воплощения в реалистически полноценных типических характерах.

Указанное явление было порождено рядом обстоя­тельств. Недостаточно ясное понимание сущности револю­ционных событий, а порой и растерянность перед ними приводили к идейной путанице, стилевой изощренности и пестроте. Определенную роль играла и ориентация неко­торых прозаиков на художественный опыт таких писателей модернистского направления, продолжавших литератур­ную деятельность и после Октября, как А. М. Ремизов, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Их влияние в области фор­мы дает о себе знать, например, в сложном по архитектони­ке и противоречивом по содержанию романе Бориса Андре­евича Пильняка (1894—1941) «Голый год». И здесь, как в романе Зазубрина, в центре повествования — столкнове­ние двух миров. Старому укладу, который разваливался на глазах (словно в кошмарном мареве сменяют друг друга в романе гротескные фигуры помещиков, генерала, куп­цов), автор стремился противопоставить большевиков как носителей революционной энергии и воли. Но образы их очерчены схематично: живые лица, человеческие характе­ры подменены «кожаными куртками».

Новое и старое причудливо, подчас фантастически переплетаются в «Голом годе», вызывая представление о всеобщем хаосе, разгуле страстей, дикости, которые с особой силой выступают в картинах, изображающих деревню. Противоречия в мировоззрении Пильняка связаны с преувеличением роли стихийного в революции и неясным представлением о ее созидательных целях и воз­можностях.

Характерна для того времени и экспериментальная форма романа с прерывистым развитием сюжета, фрагмен­тарной композицией, скрепляемой сквозными образами-символами, искусной сменой ритмов, богатой звуковой инструментовкой.

Если домашнее задание на тему: " Тема гражданской войны в романах В. ЗазубринаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.