Связь Леонова с современностью



Для творчества Л. Леонова на всех этапах характерна самая непосредственная связь с современностью. Высту­пая в 1984 году в дни своего юбилея, он говорил о той огромной ответственности, которая возлагается на писате­ля нашей бурной эпохой — сохранение мира на земле, сохранение человечества и всего живого в связи с угрозой атомно-ядерной катастрофы. Литература должна решать общечеловеческие проблемы. Творчество самого Леонова последних лет служит ярким примером этого. Писатель публикует статьи «Лоция, по которой надо идти», «Раз­думья у старого камня», в которых ставит животрепещу­щие вопросы наших дней. Опубликованные фрагменты из нового романа («Мироздание по Дымкову», 1974, новая редакция— 1984), «Последняя прогулка» (1979), «Спи­раль» (1987) свидетельствуют об обращении писателя к глобальным проблемам нашего времени.

Эти фрагменты, по словам писателя, являются вставны­ми новеллами романа и имеют самостоятельное значение, «Мироздание по Дымкову» заключает в себе новую кон­цепцию Большой Вселенной. Опираясь на астрофизику, Леонов соединяет свои научные предположения с гумани­тарными проблемами. Эволюция природы и эволюция че­ловеческого сознания рассматриваются писателем как еди­ный процесс. В концепции Леонова заключена мысль об ответственности всех землян за судьбу планеты, он пред­остерегает от атомно-лазерных действий, которые могут нарушить законы Вселенной и обречь на гибель жизнь на земле.

В «Последней прогулке» содержится мысль о том, что вполне реальна угроза уничтожения человечества в ре­зультате атомно-ядерной катастрофы. Леонов здесь полемизирует с теми, кто утверждает, что в ходе атомно-ядерной войны не все человечество будет уничтожено. Он рисует землю, подернутую «ядерным пепелком», и абсо­лютную деградацию людей, превратившихся в немощных карликов, вынужденных селиться в подземных убежищах, чтобы избежать гибели. Атомно-ядерная война уничтожит все цивилизации, все достижения науки и культуры, ра­дость жизни и человеческого бытия.

В своих публицистических статьях последних лет Лео­нов проводит мысль о том, что человек живет не только своей настоящей жизнью, но и своей историей. Писатель утверждает, что «жизненно необходимо, чтобы народ по­нимал свою историческую преемственность в потоке чере­дующихся времен,— из чувства этого и вызревает главный гормон общественного бытия, вера в свое национальное бессмертие». Бережное отношение к памятникам старины поддерживает преемственную связь с прошлыми поколе­ниями, положившими начало нашей Отчизне.

Творчество Леонова оказало большое воздействие не только на русскую советскую литературу, но и на литерату­ру народов СССР. Представители украинской, белорус­ской, азербайджанской, таджикской, узбекской, армян­ской литератур учились у Леонова мастерству психологи­ческого анализа, постановке и решению актуальных проблем времени, таких, как народ и революция, личность и общество, народ и искусство. Особое воздействие на раз­витие литератур народов СССР оказал роман «Русский лес».

Вслед за Леоновым многие писатели народов СССР ставят проблему человека и природы, сохранения при­родных богатств для будущих поколений, проблему ответ­ственности человека за все живое на Земле.

Традиции Леонова можно проследить и в творчестве М. Ибрагимова, С. Рагимова, М. Ибрагимбекова.

Тесные связи у Л. Леонова и с грузинской литературой. Дружескими отношениями был связан Л. Леонов с Г. Табидзе, П. Яшвили, Г. Леонидзе, С. Чиковани. Пребывание в Грузии вдохновило его на создание повести «Evgenia Ivanovna».

Близко леоновскому творчество Ч. Айтматова с его интересом к общечеловеческим проблемам, не замкнутым в узконациональные рамки («Белый пароход», «Буранный полустанок»).

Творчество Л. Леонова учит представителей многона­циональной советской литературы глубокому проникновению в жизнь человека, осознанию роли литературы, кото­рая должна пропагандировать высокие человеческие каче­ства, воспитывать чувства дружбы, товарищества, любви, помогать современному человеку решать главные жизнен­ные вопросы.

Если домашнее задание на тему: " Связь Леонова с современностьюШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.