Стремительное развитие драматургии 50—60-х годов



Драматургия 50—60-х годов, как и вся советская литература, осмысливает современность нередко через историческую призму. При обращении к истории драма­турги . глубоко изучают документы и часто строят свои произведения на документальной основе (например, исто­рико-революционные пьесы М. Шатрова «Шестое июля», 1964, «30 августа», «Большевики», 1968).

В драматургии 50—60-х годов видное место занимает Лениниана. Особое значение имела завершающая часть трилогии Н. Погодина о Ленине «Третья патетическая» (1958).

Наряду с историко-революционной тематикой при­стальное внимание драматургов привлекают современные бытовые, личные, семейные отношения. Это дает возмож­ность ставить и решать вопросы нравственности, морали, этики и осмыслять их значение, раскрывая характер совре­менника, главным образом молодого. Такие пьесы создава­ли А. Арбузов, В. Розов, А. Штейн, С. Алешин. Обращаясь к проблемам современности, затрагивая вопросы морали, нравственности, драматурги создают такие произведения, в которых можно проследить особенности творческой инди­видуальности и широту жанрового диапазона.

Среди драматургов, делавших своими героями предста­вителей молодежи тех лет, видное место принадлежит Виктору Сергеевичу Розову (род. в 1913 г.). Популярны в эти годы были его пьесы «В поисках радости» (1957), «Неравный бой» (1960).

Центральный герой большинства пьес Розова — под­росток, который после окончания школы хочет определить свой дальнейший жизненный путь. Для многих пьес драматурга характерен семейный конфликт, когда стремление подростка встречает противодействие со стороны взрос­лых. Как правило, герой с беспечностью юности отвергает дидактические речи родных и с жаждой и радостью броса­ется навстречу препятствиям, чтобы утвердить себя в жиз­ни, обрести свой духовный мир.

Герои Розова испытывают высокую поэзию первой любви, далекой от расчета и обыденности. Его драматур­гия передает движение жизни, запечатлевает эволюцию героев. Однако ему не всегда удается открытие нового в характере современника. Характеры, разработанные в ранних пьесах, повторяются в последующих. Так, в пьесе «Перед ужином» (1962) подросток Ваня Нефелин повто­рял и даже упрощал человеческий тип, созданный в пьесах «В добрый час» и «В поисках радости» (см. с. 412). Новые аспекты решения морально-этических и нравственных конфликтов можно проследить в пьесе «В день свадьбы» (1964). В ней экзамен на зрелость держат уже не под­ростки, а взрослые люди со своими убеждениями. Оставив за пределами пьесы процесс формирования характеров, драматург заставляет их раскрыть себя в действии. Основ­ная задача, которую ставит В. Розов,- отразить мораль­но-этические устои, складывающиеся в человеке испод­воль, а затем проявляющиеся в жизни.

В пьесах В. Розова не всегда логично и жизненно решаются проблемы взаимодействия между личностью и временем. Иногда герои в своих поступках, носящих личностный характер, не ощущают воздействия времени (пьеса «Затейник», 1966: киносценарий «А, Б, В, Г, Д», 1968).

В пьесе «Традиционный сбор» (1967) судьбы персона­жей также складываются задолго до поднятия занавеса, а открытость финала дает возможность зрителю поразмыс­лить над будущим героев.

Советская многонациональная литература 50—60-х го­дов может гордиться произведениями, созданными такими талантливыми художниками слова, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, Г. Абашидзе, В. Белов, Ю. Бондарев, В. Бы­ков, Р. Гамзатов, О. Гончар, С. Залыгин, Д. Кугультинов, Э. Межелайтис, М. Стельмах, М. Турсун-заде, В. Федоров, В. Шукшин и многие другие.

Каждый из этих художников внес свою долю в сокро­вищницу советского искусства, в котором воплотилась мечта человечества о единстве «разноплеменных народов».

В советской многонациональной литературе этих лет много общего в изображении современности, событий ре­волюционных лет, гражданской и Великой Отечественной войн, в создании художественной Ленинианы.

В эти годы советская многонациональная литература явилась одним из важнейших факторов утверждения ком­мунистического образа жизни, сплочения и единения со­ветских людей. В своем развитии литература ставила проблемы нравственного выбора, уделяла большое внима­ние формированию высокой морали, этики, воспитывала верность коммунистическим идеалам.

Если домашнее задание на тему: " Стремительное развитие драматургии 50—60-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.