Стихосложения Кантемира



Значительно консервативнее оказался Кантемир в области стихосложения. До самого конца жизни писал он традиционным силлабическим стихом, воспринятым им в ранней юности у виршеписателей московской Славяно-греко-латинской академии: все его сатиры написаны ка­ноническим тринадцатисложным стихом с парными женскими рифмами. Он развил этот стих по сравнению с прежними поэтами-силлабиками XVII в. во главе с Симеоном Полоцким и даже от­части по сравнению с Феофаном Прокоповичем, сообщил ему боль­шую гибкость, но выйти за его пределы оказался не в состоянии. Кантемир и сам тяготился оковами силлабики, ощущал их сте­снительность: «Правду сказать, мне стихов наших сочинение ка­жется весьма трудное и в тесных пределах заключено», — писал он. Горько чувствовал он тяжеловесность своих стихов, отсутствие в них «украсы», т. е. художественного совершенства.

Однако в ответ на призыв Тредиаковского начать писать то­ническим стихом Кантемир выступает в 1742 г. со своим теорети­ческим трактатом «Письмо Харигона Макентина к приятелю о сложении стихов русских» (Харитон Макентин — анаграмма, с одним лишним «н», слов: Антиох Кантемир), в котором ре­шительно возражает против перехода на тоническую систему. Но отвергая замену силлабики тоническим стихосложением даже в том ограниченном виде, как предлагал это Тредиаковский, Кан­темир стремится реформировать, упорядочить силлабический стих, придать ему некоторую ритмичность. В тринадцатисложном сил­лабическом стихе с женской рифмой было одно постоянное уда­рение — на предпоследнем слоге. Кантемир вводит другое обяза­тельное ударение — в первом полустишии, причем определяет и ему постоянное место, указывая, что оно должно «неотменно» па­дать или на седьмой слог, т. е. на самый конец полустишия (це­зура в русском тринадцатисложном стихе всегда делалась после седьмого слога), или на пятый слог. Соответственно этому он пе­рерабатывает свои ранее написанные сатиры. В области стихосло­жения Кантемир, таким образом, не переступил рубежа, отделяю­щего старую нашу поэзию от новой, но реформированный им силла­бический стих много выиграл в отношении его предшественников.

Если домашнее задание на тему: " Стихосложения КантемираШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.