Стихи Я. Смелякова



В 1967 г. Я. Смеляков опубликовал сборник стихот­ворений «День России» — «книгу многих судеб / и од­ной — моей — судьбы». Творчество поэта 60-х годов обрело особую глубину и зрелость, свойственные боль­шим художникам. Его муза вобрала в себя раздумья о пережитом старшим поколением («Командармы гражданской войны», «Рязанские мараты», «Давних лет героини»); поэт передает огромное, величиной во всю необъятную нашу страну, наследство своим сы­новьям («Мальчишки»); ему близки и дороги идеи интернациональной солидарности («Долорес», «Лумумба», «Коммунист»), Рядом стихотворения, в кото­рых Я. Смеляков берет под защиту «простого» челове­ка, достойного уважения и высокой поэзии («Сосед», «В защиту домино» и др.).

По-особому звучит в послевоенном творчестве Я. Смелякова возросшее чувство Истории («Острее стало ощущенье / шагов Истории самой»), ответствен­ности поколений перед ней, любви к России, преклоне­ния перед гордой и трудной судьбой ее народа:

  • История не терпит суесловья, трудна ее народная стезя.
  • Ее страницы, залитые кровью,
  • нельзя любить бездумною любовью
  • и не любить без памяти нельзя.

(«Надпись на „Истории России» Соловьева»)

О Родине трепетно и взволнованно заговорил поэт еще в довоенные годы. Однако в послевоенную пору обращение к истории, ощущение кровной связи с ней сделало более глубокой трактовку этой большой темы. Историческая память как фактор народного самосозна­ния, бережное отношение к духовному наследию ве­ков — вот что ныне становится структурообразующим моментом в эстетических исканиях поэта:

  • Спервоначалу и доныне,
  • Как солнце зимнее в окне,
  • Должны быть все-таки святыни
  • В любой значительной стране.

Революционные и веками сложившиеся традиции равно участвуют в формировании нравственного обли­ка современника. Истинный гуманизм в том, чтобы торжествовала живая диалектика преемственности и «с красноармейского шелома пятиконечную звезду» ничто не могло бы затмить. Поэту близки великие тени прошлого — Иван Грозный («Кресло»), Петр I («Петр, и Алексей»), мятежный Аввакум («Один день») —не только как дорогие реликвии. Отсюда черпается золо­той запас нравственных традиций. Камни истории кла­дутся в фундамент той невиданной крепости духа, про­чнее которой нет.

Последующие произведения поэта (ода «Рабочему классу», 1969; книга «Служба времени», 1975) продол­жают разработку темы вдохновенного труда-творчест­ва, масштабного осмысления современности и истории страны.

  • По духовному смыслу и складу, по учебникам собственных школ ты, построив сперва баррикады, на плотины потом перешел.
  • А теперь, как в привычную смену,, в межпланетную даль высоты, на монтаж и на сварку Вселенной, не спеша собираешься ты. (…)
  • Жизнь России уже утвердила, подтвердила эпоха сама созиданья рабочую силу, пролетарскую силу ума.

(«Рабочему классу»)

Стихи Я. Смелякова отмечены естественностью ин­тонации, непринужденностью приемов разговорной ре­чи. Под его пером новые черты обрели такие жанры, как элегия, ода, баллада. Поэту оказался по плечу не только «трубный глас» запевалы в строю, но и «голос свирели», лирика интимных настроений.

Если домашнее задание на тему: " Стихи Я. СмеляковаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.