Создание постоянного русского театра



После смерти Петра мысль о возобновлении публичного театра замирает. При дворе подвизаются иностранные труппы. Однако в широких кругах русского общества сказывается все нарастающая потребность в театральных представлениях на русском языке. Русские спектакли продолжали ставиться на праздниках в наспех приспособленных помещениях актерами-любителями. До нас до­шел ряд имен частных театральных предпринимателей этого рода, представителей городской разночинной интеллигенции — студен­тов, семинаристов, канцеляристов и т. д. В 1750 г. был издан спе­циальный правительственный указ, разрешавший театральные представления в частных домах. Выражением этой естественной потребности в театральных представлениях на русском языке было, наконец, появление в 1747 г. первой вполне светской рус­ской пьесы нового типа — трагедии Сумарокова «Хорев».

Это послужило непосредственным толчком к созданию по­стоянного столичного театра. «Хорев» был в 1749 г. разыгран пи­томцами Шляхетного корпуса в его стенах. Спектакль имел шум­ный успех и был вскоре повторен во дворце. В корпусе и дворце были поставлены и другие пьесы Сумарокова, начавшие появ­ляться вслед за «Хоревом». С целью расширить репертуар было «высочайше приказано» сочинить «по трагедии» академическим поэтам Тредиаковскому и Ломоносову, быстро выполнившим за­каз: Тредиаковский написал трагедию «Деидамия», которая, од­нако, поставлена не была, Ломоносов — трагедию «Тамира и Селим», поставленную в январе 1751 г. Продолжались спектакли и в Шляхетном корпусе. Но для дальнейшего развития театраль­ного дела требовалась организация профессиональной труппы. До столицы дошли известия, что в Ярославле уже происходят постоянные театральные представления, во главе которых стоит купеческий сын Федор Григорьевич Волков (1729—1763), кото­рые пользуются шумным успехом и привлекают большое число зрителей. Это было первое русское театральное предприятие, воз­никшее по частной инициативе и утвердившее за Волковым за­конную славу создателя русского театра — «Ломоносова театра нашего», как называет его П. А. Вяземский.

В 1752 г., по приказу Елизаветы, вся труппа Волкова была вызвана в Петербург и дала несколько спектаклей. Волков и наи­более способные его товарищи были отданы «для обучения сло­весности, иностранным языкам и гимнастике» в тот самый Шляхетный корпус, который явился рассадником новой дворянской литературы. Большинство их с Волковым во главе с успехом про­шли курс обучения. И наконец, в 1756 г., по указу Елизаветы, был организован постоянный «Русской для представления траге­дии и комедии театр», директором которого был назначен Сума­роков. Ф. Г. Волков, сочетавший в себе с замечательной актер­ской одаренностью дарования поэта, драматурга, музыканта, живописца и скульптора, сделался премьером труппы Помимо того, в новосозданном театре сразу же оказались такие выдаю­щиеся актеры, как А. Дмитревский и Я. Д. Шумский — оба прибывшие с ним из Ярославля; появились и первые русские актрисы (сперва женские роли исполнялись молодыми мужчи­нами), в ряду их — А. М. Мусина-Пушкина, славившаяся, в част­ности, своим исполнением русских народных песен; несколько позднее — знаменитая трагическая актриса Т. М. Троепольская. Манера игры русских актеров соответствовала жанру «классиче­ской» трагедии, отличаясь торжественной патетичностью, велича­востью жестов, декламационно-напевной читкой стихов. Но вме­сте с тем лучшие из наших первых актеров стремились к наивоз­можной в этих условных рамках естественности, правдивости игры. Большой жизненностью отличалось блестящее комическое дарование Шуйского, соответствовавшее в этом отношении дра­матургическому творчеству Фонвизина, ряду образов которого он дал замечательное сценическое воплощение.

Однако правительство по-прежнему отпускало огромные сред­ства на содержание иностранных трупп, русский же театр не имел постоянного помещения и существовал в крайне трудных мате­риальных условиях. Первому его директору Сумарокову в тече­ние ряда лет пришлось вести напряженную борьбу с «ненавист­никами российского театра». Но, несмотря на все это, начало было положено: русский театр продолжал крепнуть и разви­ваться. Одновременно с открытием постоянного театра в Петер­бурге начались театральные представления в Московском универ­ситете, где по почину и под руководством Хераскова студенты стали разыгрывать пьесы Сумарокова, самого Хераскова и др. Возникновение постоянного русского театра имело большое зна­чение для всего развития нашей литературы XVIII в., в которой драматургические жанры начинают занимать с этого времени одно из ведущих мест.

Если домашнее задание на тему: " Создание постоянного русского театраШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.