Современная поэзия 50 – 60-х годов



Поэзия 50—60-х годов, так же как и проза, связана с современностью. Современность в представлении поэ­тов — это не просто сегодняшний день, а движение време­ни, которое соотносится как с событиями недавно окончив­шейся Великой Отечественной войны, так и с историко-революционным прошлым страны.

В 50—60-е годы продолжают путь поэты старших поко­лений, начавшие свое творчество в 20—30-е годы (Н. Асеев, А. Прокофьев, В. Луговской, Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, С. Орлов, С. Наровчатов, Е. Винокуров).

Поэты философски осмысляют путь, пройденный наро­дом и страной за полвека. В этом плане характерен цикл поэм В. Луговского «Середина века». Грандиозные мас­штабы строек современности вдохновляют поэтов просла­вить подвиг народа, который победил и перешел к мирному строительству жизни (поэма А. Твардовского «За далью — даль», см. с. 379—383). Современность и история соеди­няются не только в эпических, но и в лирических жанрах. Это характерно для В. Солоухина, Н. Рыленкова, А. Про­кофьева.

Интенсивно развивается философская лирика (Н. За­болоцкий, Л. Мартынов, Е. Винокуров и др.). Расширяется диапазон лирики. Можно выделить несколько тематиче­ских и интонационных линий: героическая лирика, свя­занная с войной, углубление философской лирики, об­условленной новым осмыслением жизни, красоты, интер­претацией «вечных тем» дружбы, любви и т. д.

Лирика этого времени тяготеет к «цикличности», при этом циклы объединяют различные линии — героические, философские, интимные и т. д. Для циклов стихов харак­терно расширение тематического диапазона (Н. Асеев «Лад», В. Луговской «Солнцеворот», А. Прокофьев «При­глашение к путешествию» и др.).

Интересна, своеобразна и самобытна поэзия Н. Асеева этих лет. Современник В. Маяковского, Н. Асеев занял в истории советской поэзии особое место. Будучи строгим критиком, В. Маяковский ставил Н. Асеева рядом с собой: «Есть у нас Асеев Колька. Этот может. Хватка у него — моя».

50—60-е годы — завершающий этап творчества Н. Асе­ева. Его поэтический сборник «Лад» (1961) объединил лучшее, что создал поэт в эти годы.

«Лад» — древнее слово, оно определяет гармонию жиз­ни, ее совершенство. Отличительной особенностью «Лада» является стремление поэта отойти от узколичной лирики, раздвинуть географические рамки и говорить от имени человека и Вселенной, находящейся под угрозой ракетно- атомной войны:

Воротясь обратно из созвездия И в слезах целуя землю-мать, Мы начнем последние известия Из глубин Вселенной принимать.

Вот такое счастье по плечу нам — Мыслью осветить пространства те, Чтобы мир предстал живым и юным, А не страшным мраком в пустоте.

Поэт утверждает принадлежность человека к человече­ству:

  • И личное твое бессмертье
  • Не в том, что кто ты, как ты, где ты,
  • А всех земных планет соцветие,
  • Созвездие людской планеты.

Для стихов Н. Асеева характерно чувство интернацио­нализма, он мечтает, чтобы:

  • все —
  • белые,
  • и черные,
  • и желтые
  • земного братства — вошли в широкие,
  • просторные
  • края
  • всеобщего богатства.

Человек в поэзии Н. Асеева не существует независимо от мира и мир также связан с человеческой жизнью. Жизнь конкретного человека не изолирована от жизни и труда целого поколения:

От скольких людей я завишу: от тех, кто посеял зерно, от тех, кто чинил мою крышу, кто вставил мне стекла в окно...

А что я собой представляю, не сею, не жну, не пашу — по улицам праздно гуляю да разве стихи напишу.

В осмыслении проблем жизни и смерти Н. Асеев чем-то близок А. Твардовскому. Он также утверждает мысль о том, что смерть не страшна тому, кто жизнь отдал людям:

Я твердо знаю: умереть не страшно! Ну что ж — упал, замолк и охладел. Была бы только жизнь твоя украшена Сиянием каких-то добрых дел.

Поэт не принимает мещанского благополучия, стяжа­тельства, вещизма:

  • Еще за деньги
  • люди держатся,
  • Как за кресты
  • держались люди
  • Во времена
  • глухого Керженца,
  • Но вечно
  • этого не будет.

Обращаясь к историко-революционному прошлому, Н. Асеев видит величие Ленина в том, что он сумел по­вернуть историю и время, направить их по новому руслу. Поэтому и «ленинское неповторимое время помнится радо­стно и легко».

В сборнике «Лад» есть не только философские стихи. Можно выделить и интимные, отчетливо звучит зарубеж­ная тема («За Кубу», «Запад», «Безумие над Рейном», «Уругвай» и др.).

Отличаясь глубиной содержания, философским обоб­щением, поэзия Н. Асеева глубоко и своеобразно передает время.

Для Николая Алексеевича Заболоцкого (1903—1958) 50-е годы были и вершинным этапом, и концом творческого пути.

Он размышляет об извечных философских проблемах жизни и смерти, любви и дружбы и т. д. и заставляет раз­мышлять читателя о смысле и содержании своей жизни, о значении и месте человека на земле. Поэт часто обраща­ется к приему контраста. Общее признание получили его стихотворения «Старая актриса», «Некрасивая девочка», «Жена». Позабытый кумир театральной Москвы, старая актриса, превратив свой дом в своеобразный музей, «пре­бывает» в надежде, что «красе ее вечно сиять суждено в этом доме, как некогда прежде». Контрастом звучит описание девочки, дальней родственницы актрисы, которая ютится в полутемном, низком подвале, где-то в сыром углу, прислуживая тетке. Девочка наблюдает жадность тетки, которая алчно пересчитывает и прячет деньги. Стихотворе­ние заканчивается глубоким философским обобще­нием:

Разве девочка может понять до конца, Почему, поражая нам чувства, Поднимает над миром такие сердца Неразумная сила искусства.

В стихотворениях «О красоте человеческих лиц», «Не­красивая девочка» ставятся проблемы красоты человека. Н. Заболоцкий рисует многообразные человеческие лица, которые напоминают и «пышные порталы», и «жалкие лачуги», но в основном человек прекрасен своей человечно­стью, «внутренним озарением». Поэтому закономерны за­ключительные строки стихотворения о том, что «есть лица, подобны ликующим песням».

Всеобщее внимание привлекает стихотворение «Некра­сивая девочка». У девочки-дурнушки, напоминающей «ля­гушонка», и «рот длинен», и «зубки кривы», «остры и некра­сивы» черты лица. И в то же время ребенок полон добра, любви к своим сверстникам и обладает редкой грацией души, которая сквозит в каждом движении. Н. Заболоц­кий — мастер создания концовок стихотворения, в кото­рых, подводя итог сказанному, дает некую формулу фило­софского открытия. Такова концовка и этого стихотворе­ния:

А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

По принципу контраста написано и стихотворение «Жена». В нем поэт слагает гимн безответной, трогатель­ной любви женщины к мужу, бесконечному преклонению перед его трудом. И в ответ на такую любовь муж отно­сится к ней с равнодушием и высокомерием. Полны иронии слова, обращенные к такому человеку:

  • Так кто же ты, гений вселенной?
  • Подумай: ни Гете, ни Дант
  • Не знали любви столь смиренной,
  • Столь трепетной веры в талант.

Горько звучит вопрос автора: «Как мог ты не видеть доселе сокровище жизни своей?»

Н. Заболоцкий может с большим художественным мастерством использовать и приемы сатирического обличе­ния (сарказм, ирония).

Романтик, влюбленный в природу и человека, Н. Забо­лоцкий выражал веру в то, что лучшие качества по наслед­ству переходят к молодежи. Эта мысль — основа стихотво­рения «Журавли», где рассказывается о гибели вожака журавлиной стаи от жестокого и бессмысленного выстрела охотника и о том, что, поднявшись далеко в небо, стая обрела те качества, которые унес с собой их вожак:

  • Гордый дух, высокое стремленье,
  • Волю непреклонную к борьбе —
  • Все, что от былого поколенья
  • Переходит, молодость, тебе.

Во многих стихотворениях Н. Заболоцкий поэтизирует труд как смысл жизни, необходимое качество человека. Завещанием поэта последующим поколениям является стихотворение, опубликованное уже посмертно, где он писал:

  • Не позволяй душе лениться!
  • Чтоб в ступе воду не толочь,
  • Душа обязана трудиться
  • И день и ночь, и день и ночь!
  • Она рабыня и царица,
  • Она работница и дочь,
  • Она обязана трудиться
  • И день и ночь, и день и ночь!
Если домашнее задание на тему: " Современная поэзия 50 – 60-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.