Советская действительность в пьесе «О чем поет жито»



В одной из пьес И. Кочерги этого же цикла, а именно в пьесе «О чем поет жито» — раскрываются новые элементы тог­дашней советской действительности, а именно — социа­листическое соревнование, какое только лишь тогда на­рождалось. И нашло оно яркое отображение впервые в пьесе А. Афиногенова «Чудак».

«О чем поет жито» — разбивает одно из неверных представлений о творчестве драматурга. Сколько раз до­водилось слышать, что якобы произведения И. Кочерги суховаты, рационалистичны, дидактичны. А прочитайте эту пьесу! Тут столько неподдельных, горячих эмоций, столько подлинного лиризма, что хватило бы на несколь­ко пьес.

В «сельских» его произведениях встречаются такие выразительные образы героев, которые затем зажили на украинской сцене, в пьесах других драматургов. Так, на­пример, действует у Ивана Кочерги комедийный персо­наж— местный поэт Фиалков («Натура и культура»), а у А. Корнейчука дружный смех вызывает подобный же герой — дошлый местный песенник Кандиба («Калино­вая Роща»),

Драматург, как известно, был автором целого ряда одноактных пьес («Достаточно протянуть руку», «Да бу­дет свет», «Да здравствует шум», «Три пары туфель», «Квартет»), Но и в малых драматургических формах автор разрабатывает крупные проблемы. О подлинном и мнимом человеческом счастье говорится в пьесе «Доста­точно протянуть руку». Мораль в ней не хитрая, но зло­бодневная: приносить людям радость и пользу может и должен каждый — и певец, и лекарь. Об утраченной и обретенной любви рассказывается в одноактной пьесе «Да будет свет». Тут, кстати, в новом ракурсе раскры­вается символический образ «света», в чем явная у ав­тора перекличка с его же исторической драмой «Свадьба Свички». О сердечной, искренней дружбе идет речь в остроумной музыкальной комедии «Три пары ту­фель».

Драматургия малых форм у Ивана Кочерги своими эстетическими особенностями, своеобразием напоминает его многоактные пьесы. Здесь тоже немало неожиданно­стей, недоразумений, случайностей, невероятных обстоя­тельств и коллизий. И тут обыгрываются детали, и тут во всем отчетливо улавливается второй план. Подтек­стом пронизан диалог героев. Особенно многозначны диалоги действующих лиц в одноактной пьесе «Да будет свет». «Никто из вас не любит дальше кожи», — с нескры­ваемой горечью говорит искалеченная войной Ирина, ко­торая некогда была хороша собой. Ее обожженная кожа давно зажила, но героине хотелось испытать любимого. В центре действия — одна из распространенных после войны коллизий: любовь и увечье, искалеченные люди.

Между прочим, Ирина несколько отличается от дру­гих женских образов из пьес И. Кочерги. Его герои­ни, как правило, преданны и благородны, идут на само­пожертвование ради близких людей, во имя высокой идеи: Стася («Алмазный жернов»), Меланка («Свадьба Свички»), Милуша («Ярослав Мудрый»), Лида Званце­ва («Мастера времени»), Любаша («Пойдешь — не вер­нешься»), Евгения («Ночная тревога»), Жура Гречухина («Имя»). А тут героиня довольно жестко отнеслась к лю­бимому человеку. Она выдает себя за искалеченную, хотя раны ее давно зажили.

Если домашнее задание на тему: " Советская действительность в пьесе «О чем поет жито»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.