Содержание записки «Людисчистой совестью»



Одним из первых произведений о героической борьбе партизан стали записки Петра Петровича Вершигоры (1905—1963) «Людисчистой совестью» (1946). П. П. Вер- шигора до войны был кинорежиссером. В партизанском отряде С. Ковпака он возглавлял разведывательную груп­пу и показал себя опытным и мужественным командиром. Вершигора пользовался уважением не только как опытный командир, но и как энциклопедически образованный чело­век, блестящий рассказчик. Мысль создать произведение о героической борьбе партизан возникла у Вершигоры с самого начала пребывания в партизанском отряде. Он собирал материал, записывая факты, сделал свыше тысячи фотографий, отражающих различные этапы партизанской борьбы. Большим смыслом наполнено самое название про­изведения — «Люди с чистой совестью». Это действитель­но рассказ о героях партизанской борьбы — людях с чистой совестью, которые, рискуя жизнью, проявили без­заветную храбрость и мужество, героизм и самоотвержен­ность, сражаясь с оккупантами в тылу.

В центре повествования — образы командира парти­занского соединения Ковпака и комиссара Семена Рудне­ва.

Сидор Ковпак показал себя как энергичный, мудрый, находчивый полководец. Неоднократно Ковпак разбивал планы фашистских карателей, хотевших заманить парти­зан в «мешок», окружить и уничтожить своими превосхо­дящими силами.

Под командой Ковпака был совершен беспримерный в истории партизанский рейд, который подробно описан в его книге «От Путивля до Карпат». Ковпак показал героизм, мужество партизан и самую тесную связь их с народом, который оказывал партизанам деятельную и ак­тивную поддержку.

Во всех произведениях о партизанском движении отра­жен высокий авторитет коммунистов, ставших подпольщи­ками, организаторами всенародной борьбы с оккупан­тами.

В огне суровых испытаний дружба народов СССР выдержала проверку, и писатели всех братских литератур объединились в решении общих проблем. Одной из основ­ных задач литератур было создание произведений о герои­ческом подвиге народов, разгромивших фашизм и освобо­дивших человечество от гитлеровского нашествия. Наряду с произведениями русских советских писателей были опуб­ликованы «Знаменосцы» О. Гончара, «Солдат из Казах­стана» Г. Мусрепова (1949), «Газинур» А. Абсалямова (1953), «Буря» В. Лациса (1945—1948) и др.

Внимание писателей в послевоенное десятилетие при­влекает тема героического трудового подвига как в годы войны, так и в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего строительства — «Счастье» П. Павленко,      «Журбины» В. Кочетова (1952), «Кружилиха» В. Пановой (1947), «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Миллионер» Г. Мустафина (1948), «Ветер золо­той долины» Айбека (1950), «Честь» Г. Баширова (1950), «Сыр-Дарья» С. Муканова (1947—1948) и др.

Крупным событием в послевоенной литературе был роман Василия Николаевича Ажаева (1915—1968) «Дале­ко от Москвы». Он восполнил пробел литературы военных лет, в которой мало было создано произведений о героиче­ском трудовом подвиге в эти годы.

В романе изображено строительство в тяжелое время войны нефтепровода, который должен пройти через суро­вый таежный край. Всем повествованием Ажаев показал, что строительство было героическим подвигом во славу Родины, по своему значению и трудности равным подвигу на фронте. Роман густо населен героями. Автору удалось показать сплоченный коллектив строителей, он создал и запоминающиеся характеры отдельных представителей этого славного коллектива.

Это начальник стройки Батманов — волевой, целе­устремленный человек, презирающий шумиху, умеющий найти выход из самых сложных ситуаций. Лишенный сентиментальности, Батманов полон ответственности за людские судьбы. Непосредственный помощник Батмано- ва — Алексей Ковшов, обаятельный, мужественный, сер­дечный человек. Залкинд — человек сильной воли, муже­ства, подлинный партийный руководитель строительства. Пользуется уважением и любовью у строителей инженер Татьяна Васильченко. Несомненную симпатию своей са­моотверженностью, мужеством, настойчивостью в решении поставленных задач вызывает главный инженер Беридзе.

Нравственная чистота, скромность, неиссякаемое тру­долюбие, умение применить свой огромный опыт характер­ны для старого инженера Тополева.

Свои качества герои проявляют в отношении к делу, в своих взаимоотношениях и в воспоминаниях о прошлой жизни.

Автор утверждает идею дружбы народов. В строитель­стве участвуют представители разных национальностей и народов. Наряду с русскими Батмановым, Ковшовым, То­полевым на стройке трудятся Беридзе, Залкинд, Умар Ма­гометов.

Пристальное внимание уделяется описанию взаимо­отношений с местным населением — нанайцами. Нанайцы, обреченные царским правительством на вымирание, в годы советской власти получили все условия для хорошей жиз­ни. Они дружески встретили строителей и оказывали стройке помощь и поддержку, считая ее своим кровным делом.

Старый нанаец Гибелька рассказывает легенду, рас­пространенную среди его сородичей, как трое богатырей вошли в тайгу и тайга расступилась перед ними. Медведь, тигр и все звери прочь побежали. Богатыри быстро ломали лес, и за ним сразу появилась дорога, а по ней шел трактор и тащил за собой железную трубу, которая была такой длинной, что конец ее упирался в небо.

В этой легенде отражается взгляд нанайцев на стройку, как на сказку, где богатыри победили природу.

Если домашнее задание на тему: " Содержание записки «Людисчистой совестью»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.