Содержание статьи Серафимовича «Железный поток»



В статье о «Железном потоке» Серафимович подчерки­вает целенаправленность этого композиционного приема: «Начало и конец органически связаны. В первой главе начинается процесс, в последней этот процесс заканчива­ется психологическим напором на читателя. В конце и начале заключается вся сущность вещи». Так раскрыва­ется идейный смысл произведения. Он — в изображении процесса пробуждения революционного сознания десятков тысяч людей, превращения их в единомышленников: «…будто идет один человек несказанного роста, неска­занной тяжести, и бьется одно нечеловечески огромное сердце».

Ярче других на фоне массы выписаны два образа: Кожуха и бабы Горпины. Баба Горпина — крестьянка. Тяжелейший поход заставил ее пересмотреть жизнен­ные ценности, отказаться от приверженности к своему добру. Серафимович затрагивает важнейшую тему пре­одоления собственнических пережитков в сознании кре­стьянства.

Образ Кожуха — в одном ряду с образами Командар­ма из «Падения Дайра» А. Малышкина, Чапаева из романа Д, Фурманова. Он, как и они, тесно связан с масса­ми, выражает их интересы. «Кожух — герой и — не ге­рой, — писал Серафимович.— Он не герой потому, что если бы его не сделала масса своим вождем, если бы она не влила в него содержание, то Кожух был бы самым обыкно­венным человеком. Но в то же время он и герой, герой потому, что масса не только влила в него содержание, но и шла за ним, и подчинялась ему как вождю».

Щедро одаренный от природы, целеустремленный, тру­долюбивый, Кожух уже в предреволюционные годы со­вершил невозможное — выходец из крестьян стал офице­ром. Свое жизненное призвание он нашел в служении народу: «Кожух хотя словами не умел сказать: «Классы, классовая борьба, классовые отношения»,— но глубоко почуял это из уст рабочих, схватил ощущением, чувством. И то, что наполняло его каменной ненавистью, — офи­церье, — теперь оказалось крохотным пустяком перед ощу­щением, перед этим чувством неизмеримой классовой борьбы: офицерье — только жалкие лакеи помещика и буржуя.

А следы добытых когда-то с таким нечеловеческим упорством погонов жгли плечи,— хоть и знали за своего, а косились. И так же каменно, с таким же украинским упорством он решил каленым железом, своей кровью, своей жизнью выжечь эти следы и так послужить,— нет, неизмеримо больше послужить громаде бедноты, кость от кости которой он был».

Кожух — талантливый организатор и воспитатель масс, прекрасно знающий их интересы. Его незаурядные военные способности в полной мере выявились во время похода: «К Кожуху со всех сторон ползут донесения, ука­зания, разъяснения, планы, иногда неожиданные, остро­умные, яркие, — и общее положение выступает отчетливо».

То бесконечное доверие, которое выражают таманцы Кожуху в конце похода,— самая желанная и дорогая награда для него.

Облик Кожуха обрисован Серафимовичем в условно- романтических тонах. Чаще других при этом писатель использует тот же эпитет, что и в названии произведения: «железные челюсти», «железный лязг голоса», «железные желваки».

И сегодня в полной мере актуальны слова Д. Фурмано­ва: «Тем и ценно, тем и прекрасно это произведение — «Железный поток»,— что оно дает богатейшую пищу уму и сердцу читателя, вводит его в события, со всех сторон обнажает их во всей полноте, во всей многогранности, необратимой естественной простоте и убедительности. Эта органическая простота в творчестве Серафимовича — от глубокого понимания движущих сил жизни и борьбы человеческой… Окунуться на несколько часов в чтение «Железного потока» — это значит освежиться в переживаниях героических революционных действий, это значит приобщиться к произведению большого художественного дарования».

Если домашнее задание на тему: " Содержание статьи Серафимовича «Железный поток»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.